Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.
Главная / Броненосцы береговой обороны и морские мониторы / Броненосец береговой обороны «Пинъюань»

Броненосец береговой обороны «Пинъюань»

 

Броненосец береговой обороны «Пинъюань» можно назвать первым полноценным китайским броненосным судном. Весной 1886 г. выпускник Фучжоуской технической школы Вэй Хань (1851-1929) был направлен во Францию для закупки корабельной стали и других материалов. Пребывание в Европе 35-летний инженер использовал для того, чтобы пополнить свои технические знания. Вернувшись домой осенью того же года, он заручился поддержкой начальника Фучжоуского адмиралтейства Пэй Иньсэня (1823-1895) и 7 декабря 1886 г. заложил на стапеле киль нового судна. Прежде чем перейти к истории его создания и службы, стоит сказать несколько слов о верфи - крупнейшем предприятии подобного рода в Китае той эпохи.

В середине XIX в. в среде прогрессивно мыслящих сановников Цинской империи развернулось «Движение за усвоение европейских знаний». Одним из самых ярких его представителей был генерал Цзо Цзунтан (1812-1885), ставший в 1865 г. наместником провинций Фуцзянь и Чжэцзян. 25 июня 1866 г. он представил двору проект создания арсенала в окрестностях г. Фучжоу. Место для будущего предприятия было выбрано на Мавэйском рейде реки Миньцзян, в 12 милях от моря. Естественные условия судоходства в районе будущей верфи позволяли спускать на воду суда с осадкой до 7 м. К достоинствам региона относились дешевая рабочая сила, вековые традиции мореплавания, близость железорудных и угольных месторождений. Автором проекта арсенала и душой строительства был француз Проспер Жикель. Заводское оборудование также закупалось во Франции, работы были организованы по французской методике, а обучение китайских кадров велось на французском языке. В 1874 г. в арсенале трудилось 2600 рабочих и более 50 иностранных специалистов. В их распоряжении имелись две кузницы с 60 горнами и 10 паровыми молотами весом до 6,5 т. Металлургические мастерские с 6 печами и 4 станами могли производить до 3000 тонн листового железа в год. Рядом располагались литейные, слесарные и сборочные цеха, лесопилка, столярная, модельная и инструментальная мастерские. На берегу реки был устроен плаз для вычерчивания судовых обводов, а также три крытых строительных эллинга с кранами грузоподъемностью до 40 т. Для ремонта имелся специальный эллинг системы Лаба, механизмы которого позволяли поднимать на берег суда длиной около 100 м. Адмиралтейство тянулось вдоль реки на протяжении 1,5 миль, занимая площадь более 36 гектаров. К нему примыкали морская и техническая школы.

23 августа 1884 г. арсенал сильно пострадал в результате бомбардировки, которую предприняла французская эскадра адмирала А. Курбэ. Несмотря на все усилия, интервентам не удалось достичь своей цели и полностью уничтожить предприятие. В своем рапорте французский командующий указал: «Наши 28-килограммовые бомбы разрушили все, что было им по силе; выстрелы, направленные на мастерские, склады и на строящийся в адмиралтействе крейсер, сделали в них большие повреждения, не столь однако значительные, как я мог бы желать... Литейная, сборочная, чертежная значительно пострадали..., но чтобы разрушить адмиралтейство недостаточно было 14-сантиметрового калибра, для этого нужно было иметь 24-сантиметровые, или, по крайней мере, 19-сантиметровые орудия». Китайцев спасло то, что начавшийся отлив не дал крупнейшим судам французов - крейсерам «Триумфан» и «Дюге-Труэн» - подойти на дистанцию выстрела. После войны китайцы проявили недюжинную волю, всего за год восстановив судоверфь и создав условия для строительства стального броненосного судна. Достижение тем более впечатляющее, если учесть, что до этого в Фучжоу строились только деревянные и композитные суда.

Помимо Вэй Ханя в проектировании и строительстве броненосца принимали участие Чжэн Цинлянь, У Дэчжан и еще трое специалистов. За производство литейных работ и изготовление механизмов отвечали Чэнь Чжаоао, Ли Шоутянь и Ян Ляньчэнь. Историк Чэнь Юэ считает, что за основу проекта был взят французский броненосец береговой обороны «Ашерон». Это был головной корабль в серии из трех небольших мелкосидящих броненосцев (фактически канонерских лодок), построенный в 1885 г. и служивший в водах Индокитая. Его систершипами были «Кокит» (1887) и «Флегетон» (1890). В одном из обзоров, появившихся в американской печати в начале XX в., «Ашерон» был назван «плохо вооруженным тихоходом, пригодным только для защиты берегов, хотя и способным выйти в море до широты мыса Св.Жака».  Как бы то ни было, в 1886 г. «француз» мог считаться вполне современным судном.

Французский броненосец береговой обороны «Ашерон»

Новый китайский броненосец, получивший имя «Лунвэй» («Мощь дракона»), действительно сильно напоминал «Ашерон», хотя еще в проекте был несколько тяжелее и медлительнее (см. таблицу). Ричард Райт склонен считать прототипом «Лунвэй» другого «китайца» - бронепалубный крейсер «Цзиюань», построенный в Германии в 1883 г. Так или иначе, но «Лунвэй» стал первым полноценным броненосным судном, построенным на китайской верфи силами исключительно китайских корабелов.

Сравнительные характеристики броненосцев береговой обороны «Ашерон» и «Лунвэй»

 

«Ашерон» (Франция)

«Лунвэй» (Китай)

Проектное водоизмещение

1690 т

2150 т *

Длина

55,2 м

59,9 м

Ширина

12,3 м

12,1 м

Осадка

3,5 м

4,1 м

Мощность механизмов

1600 л.с.

2400 л.с.

Скорость

11,6 уз

10,5 уз

* По другим данным - 2067 т

 

Корабль имел стальной корпус, разделенный переборками, и двойное дно. По ватерлинии корпус был прикрыт броневым поясом, толщина которого в средней части составляла 8 дюймов при высоте 5 футов (1,52 м). Именно здесь находились артиллерийские погреба и котельное отделение. В носовой части толщина броневого пояса уменьшалась до 5 дюймов при высоте 7 футов (2,1 м), а в кормовой равнялась 6 дюймам при высоте чуть больше 4 футов (1,22 м). Сверху «Лунвэй» защищала броневая палуба толщиной 2 дюйма. Толщина стенок и крыши барбета главного калибра составляла, соответственно, 8 и 2 дюйма. Наконец, боевая рубка корабля защищалась 5-дюймовой броней.

Парадоксально, но в китайском проекте вооружению броненосца не было уделено достаточного внимания. Указывалось, что в барбете главного калибра может быть установлено 260- мм орудие, а на бортовых спонсонах и палубе полуюта - три дополнительных орудия 120-мм калибра. Причиной этого была банальная нехватка современной артиллерии: фуцзяньские корабелы вплоть до окончания строительства не знали, чем вооружать новый корабль.

Броненосец береговой обороны «Пинъюань»

Тактико-технические характеристики броненосца береговой обороны «Пинъюань»

 

«Пинъюань»

Класс

Броненосец береговой обороны

Год и место постройки

1889, Фучжоу

Водоизмещение, т:

2150

Размерения, м:

длина

ширина

осадка

 

59,9

12,1

4,1

Силовая установка

2 паровые машины простого расширения 4 цилиндрических котла

Мощность, л.с.

2400

Скорость, уз

10,5

Запас угля нормальный, т:

300

Бронирование, мм

пояс-203-125 мм, барбет, боевая рубка - 125 мм, палуба - 50 мм, щиты орудий - 25 мм

Вооружение:

1 - 260-мм/22 Круппа,

2 - 150-мм/35 Круппа, 4 - 47-мм Гочкиса,

2x10 - 11-мм митр. Гатлинга

Экипаж,чел.

204

 

29 января 1888 г. броненосец был спущен на воду. Церемонию почтил своим присутствием начальник Фучжоуского арсенала, совершивший традиционные обряды в честь богини Мацзу - Владычицы Моря, духа реки Миньцзян и духа-покровителя корабля. После этого настал черед достройки броненосца на плаву, продолжавшейся до весны 1889 г. Таким образом, строительство «Лунвэй» заняло чуть больше двух лет. Стоимость корабля составила 524 000 серебряных лян. 15 мая 1889 г. броненосец вышел на ходовые испытания, в которых вновь приняло участие адмиралтейское начальство. Форсируя ход, механикам удалось разогнать «Лунвэй» до 12,5 узлов, значительно превысив проектную скорость. Возможно, такая нагрузка оказалась чрезмерной. Вскоре после полудня корпус броненосца внезапно сотрясла сильная вибрация, а скорость ходя резко упала. При осмотре кормовой части ныряльщиком выяснилось, что корабль лишился правого винта. С трудом дотянув до завода, «Лунвэй» встал в ремонт, продлившийся целых три месяца. На повторные испытания он вышел только 28 сентября 1889 г. - эту дату и следует считать началом службы броненосца. Первым командиром корабля стал Линь Юнмо. Вместе с экипажем (в разное время - от 145 до 204 человек) ему постоянно приходилось бороться с неполадками разной степени тяжести.

К этому времени броненосец имел следующее вооружение: одно 260-мм барбетное орудие Круппа образца 1880 г., два 150-мм орудия Круппа на бортовых спонсонах, четыре 47-мм скорострельных пушки Гочкиса и две 10-ствольные митральезы Гатлинга.  Длина ствола 260-мм орудия составляла 22 калибра. Вес ствола равнялся 21,7 т, еще около 15 т приходилось на долю станка. Орудие использовало три вида снарядов весом около 162,1 кг - бронебойный, фугасный и шрапнельный. Вес порохового заряда составлял 48 кг. Дальность стрельбы достигала 7400 м при максимальном угле возвышения 16,5°; у дула бронебойный снаряд пробивал 391 мм железной брони. По некоторым данным, «Пинъюань» был вооружен двумя 450-мм минными аппаратами. Данное утверждение представляется сомнительным, поскольку в китайском флоте того времени были приняты германские «трубы» Шварцкопфа, имевшие меньший калибр. Таким образом, в оконечностях броненосца наверняка были установлены два 350-мм аппарата.

bbo3

Корабль имел характерный и не слишком изящный облик: борта с заметным завалом внутрь, низкий полубак и высокий мостик, напоминающий этажерку. Единственная мачта и высокая дымовая труба довершали картину. 10 апреля 1889 г. броненосец перешел из Фучжоу в Шанхай. Оттуда корабль должен был проследовать в Тяньцзинь. Между тем наместнику столичной провинции Чжили и создателю Бэйянского флота Ли Хунчжану (1823-1901) уже было известно о проблемах, возникших во время испытания броненосца. Будучи сторонником покупки боевых кораблей за границей, он отнюдь не горел желанием видеть «Лунвэй» в состав своей «домашней» эскадры. В своем послании на имя начальника Фучжоуского адмиралтейства «вице-король» Севера откровенно писал: «Лунвэй» - ненадежный корабль. Если он придет на Север, у меня не найдется человека, желающего принять над ним командование». После этого «Лунвэй» надолго застрял в Шанхае. Его поставили в док английского судоремонтного завода и вызвали из Фучжоу бригаду адмиралтейских специалистов. В конце-концов, с помощью срочно закупленных иностранных материалов, большую часть «детских болезней» броненосца удалось вылечить. 2 декабря 1889 г. Бэйянский флот вышел из Вэйхайвэя в очередной учебный поход на Юг. По традиции, первым портом захода на пути отряда был Шанхай. 12 декабря командующим флотом адмирал Дин Жучан и его заместитель, англичанин У. Лэнг, посетили «Лунвэй» и приняли участие в очередных испытаниях - третьих по счету. На пробеге, продолжавшемся 3 часа, броненосец показал скорость 11 узлов и заслужил удовлетворительную оценку. Несмотря на это, осторожный Ли Хунчжан распорядился отправить «Лунвэй» обратно в Фучжоу с тем, чтобы весной следующего года он смог присоединиться к флоту на обратном пути в Желтое море. Отсылая броненосец к месту постройки, Дин Жучан составил подробную ведомость работ, которые, по его мнению, надлежало выполнить техникам адмиралтейства. Весной 1890 г. Ли Хунчжан известил начальника верфи о том, что в соответствии с правилами Бэйянского флота, корабль должен сменить имя на «Юйюань» («Несущий власть»). Неожиданно оказалось, что в составе Наньянского флота уже имеется корабль с таким названием. По предложению Пэй Иньсэня, броненосец получил имя «Пинъюань» («Несущий благополучие»), под которым и вошел в историю.

8 мая 1890 г. отряд кораблей Бэйянского флота во главе с броненосцем «Динъюань» зашел в Фучжоу. Когда 28 числа того же месяца они вышли в море, «Пинъюань» уже занимал место в колонне. По прибытии флота в Вэйхайвэй командиром броненосца был назначен выпускник Фучжоуской морской школы Ли Хэ.

Главным событием в карьере броненосца стала японо-китайская война 1894-1895 гг. Победы, одержанные японцами в Корее, заставили китайское командование озаботиться срочной переброской подкреплений. Для этой цели было решено использовать зафрахтованные пароходы, направлявшиеся в порт Дадунгоу, в устье р. лу. Гибель транспорта «Коушинг» («Гаошэн»), расстрелянного японским крейсером «Нанива» 25 июля 1894 г., заставили адмирала Дин Жучана задействовать главные силы флота для прикрытия перевозок. 12 сентября флот вышел из Вэйхайвэя и четыре дня спустя прибыл к устью Ялу. «Пинъюань», легкий крейсер «Гуанбин», две «алфавитные канонерки» и пара миноносцев вошли в реку для охраны места высадки войск. Остальные суда эскадры встали на якорь в 12 милях от берега. В 10 ч. утра 17 сентября 1894 г. на юге показался густой дым. Вскоре стало ясно, что к месту стоянки судов подходит вся японская эскадра. Двенадцати крупным кораблям Бэйянского флота противостояли одиннадцать крейсеров адмирала

Ито Сукэюки. У японцев не было броненосцев, поэтому на стороне Дин Жучана оставалось преимущество в тоннаже, бронировании и количестве тяжелых орудий. Возможно, поэтому китайский адмирал не спешил вызвать из реки «Пинъюань».

В 12.30 японский флагман «Мацусима» поднял стеньговый флаг, означавший сигнал к началу сражения. Превосходя китайцев в скорострельной артиллерии, японцы разделились на два отряда и активно маневрировали, осыпая противника дождем снарядов. Преимущество в скорости также было на стороне моряков микадо. Ближе к 14.00 китайские корабли в устье Ялу наконец разглядели сигнал, предписывающий им присоединиться к эскадре. Действуя в паре, «Пинъюань» и «Гуанбин» вышли в море и оказались на правом крыле китайского боевого построения. В 14.30 броненосец завязал бой с крейсером «Мацусима» на дистанции 2300 м. Японский флагман, подвергавшийся в бою наиболее интенсивному обстрелу, уже имел несколько попаданий. Постепенно сближаясь, корабли вели артиллерийскую дуэль, во время которой комендорам «Пинъюань» удалось добиться успеха. 260-мм снаряд угодил в среднюю часть левого борта «Мацусимы» и оказался в кают-компании, превращенной в перевязочный пункт. Пролетев через него, он пробил дюймовую переборку и поразил минное отделение левого борта. Сорвав со станка заряженный (!) минный аппарат и убив 4 матросов, снаряд пробил еще одну переборку и вывел из строя запирающий механизм 320-мм орудия крейсера, обращенного в корму. При этом снаряд раскололся, но взрыва не произошло. Только чудо спасло японцев от детонации собственных боеприпасов. Всего за время боя крейсер «Мацусима» получил 13 попаданий тяжелыми снарядами и потерял около 100 человек команды. Снаряд с «Пинъюань» причинил ему самые серьезные повреждения, заставив адмирала Ито перенести свой флаг на однотипный крейсер «Хасидате». Между тем «Пинъюань» около 15.30 добился попадания в крейсер «Ицукусима». После этого он сам попал под сосредоточенный огонь японцев и загорелся. Его 260-мм орудие было выведено из строя и около 16.30 броненосец вышел из боя, борясь с многочисленными пожарами и медленно уходя в направлении Порт- Артура. Еще через час канонада стихла, и сражение завершилось.

После первоочередного ремонта «Пинъюань» перешел из Порт-Артура в Вэйхайвэй, где и оставался до конца войны. 12 февраля 1895 г., после капитуляции остатков Бэйянского флота, броненосец перешел в руки победителей. Благодаря тождественности иероглифики, японцы легко приняли китайское наименование судна, которое в их устах стало звучать, как «Хэйен». Кроме того, броненосец сохранил украшения в виде массивных резных драконов, закрепленных в средней части корпуса, в районе дымовой трубы. Они выгодно отличали трофей и льстили самолюбию победителей. 21 марта 1898 г. корабль был причислен к канонерским лодкам 1-го класса и получил новое вооружение. Вместо старых крупповских 150-мм пушек «Хэйен» получил 6-дюймовые скорострельные орудия Армстронга с длиной ствола 40 калибров, а на месте носовой пары 47-мм установили два 120-мм орудия (по некоторым сведениям, к началу русско-японской войны последние были сняты). На кормовой надстройке разместились две 47-мм пушки со щитами.

Канонерская лодка 1-го класса «Хэйен» (бывший «Пинъюань»)

Под командованием капитана 2 ранга К. Асабане в составе 7-го отряда императорского флота он принимал участие в русско-японской войне 1904-1905 гг. Ей суждено было стать последним событием в судьбе корабля. 18 сентября 1904 г. «Хэйен» находился у острова Айрон (китайское название - Тедао), у входа в Голубиную бухту, что к западу от Порт-Артура. Японские моряки не знали, что двумя днями ранее русский миноносец «Скорый» (командир - лейтенант П.М. Плен) скрытно выставил в этом районе заграждение из 16 мин. В 7 ч. 45 мин. вечера по правому борту «Хэйена» прогремел мощный взрыв. Относительно его последствий существует две версии. Согласно первой судно погибло в считанные минуты, унеся на дно 198 человек. По другим сведениям, «Хэйен» затонул на мелководье и мог быть спасен, если бы не шторм, разыгравшийся следующим утром.

О нас admin