Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.
Главная / Броненосцы береговой обороны и морские мониторы / Броненосец береговой обороны «Дюк де Тетуан»

Броненосец береговой обороны «Дюк де Тетуан»

 

Среди испанских броненосцев «Дюк де Тетуан» является, наверное, самым загадочным кораблем. Даже наиболее подробные справочники по испанскому флоту обходят его, и довольно любопытный броненосец по совершенно непонятным причинам является, вероятно, самым замолчанным.

Идея строительства небольшого броненосца береговой обороны возникла в самый разгар Карлистской войны. Приверженцы короля Карлоса смогли вытеснить правительственные войска из практически всей северной Испании, за исключением крупных городов, наибольшим стратегическим значением из которых обладал Бильбао. И тогда для помощи осажденного города было решено построить серию мощных артиллерийских кораблей. Первоначально, опасаясь режима нейтралитета, испанцы сделали ставку на свою постройку. Но поскольку вскоре выяснилось, что соседняя Франция, не признавшая правительство карлистов, способна построить все корабли гораздо быстрее и что самое важное намного качественнее, основную массу так необходимых единиц заказали именно там. В связи с этим заложенный в Ферроле броненосец береговой обороны так и остался единственным кораблем испанской постройки этого периода.

Броненосец «Дюк де Тетуан»

Начиная проектирование броненосца, судостроители вполне отдавали себе отчет, что традиционный испанский долгострой в данной ситуации следует преодолеть всеми возможными путями. Поскольку требовалось доставить батарею тяжелых орудий как можно ближе к побережью занятому мятежниками, волей-неволей пришлось ограничивать осадку и водоизмещение. Для облегчения проектирования и строительства, новому кораблю придали максимально простые обводы и очертания. Фактически в качестве прототипа был выбран тип казематных речных броненосцев, незадолго до того зарекомендовавших себя в качестве мощного оружия в баталиях на реках Соединенных Штатов и Бразилии. Безусловно, для начала 1870-х годов подобный выбор стал явным анахронизмом, но что-нибудь более современное испанские верфи вряд ли смогли бы построить, с их низкой технической оснащенностью, да еще и в военное время. Кроме того, для убыстрения строительства испанцы постарались использовать максимум материалов, оказавшихся под рукой.

В результате новостройка представляла собой смесь списанных и «завалявшихся» на складах комплектующих. Особенно в этой части «преуспела» машинная установка. Строившийся броненосец получил машину списанной в 1874 г. шхуны «Санта Тереса» (Santa Teresa) и оба котла, ранее принадлежавших «Буэнавентуре» (Buenaventura). Обе однотипный шхуны были спущены на воду еще в 1856 г., так что к моменту сооружения броненосца механизмы верой и правдой прослужили практически два десятилетия.

Списанная и установленная на броненосце машина была системы Пенна одинарного расширения. В литературе встречается информация, что мощность ее составляла 90 и.л.с., но вероятно речь идет о «Санта Тересе» в начальный период эксплуатации, потому номинальная мощность броненосца вряд ли превышала 80 н.л.с.

Поскольку корабль для уменьшения осадки было необходимо снабдить двумя винтами, а второй машины под рукой не оказалось, на каждый вал винта пришлось установить по зубчатому колесу, которые приводились в движение от шестерни, стоявшей на валу паровой машины. В результате традиционный для двухвинтовых кораблей маневр враздрай для уменьшения радиуса циркуляции, в данном случае был исключен в принципе. Приходилось полагаться лишь на руль, что предопределило отвратительные маневренные характеристики. Кроме того, «раздолбанная» долгой службой машина дополнительно теряла на зубчатой передаче так необходимые лошадиные силы, в связи с чем на полном ходу корабль так и не смог преодолеть весьма посредственный даже для того времени 5-узловый рубеж. Движение кораблю придавали два трехлопастных винта диаметром 1,85 м, с шагом 1,456 м. Номинальная скорость вращения составляла 150 об/ мин. Снятые с «Буэнавентуры» два четырехтопочных котла также абсолютно не подходили, но выбирать не приходилось. Они на целых 30 см выступали над уровнем главной палубы! Так что каземату пришлось защищать не только артиллерию, но котлы. В результате, и так не слишком просторная батарея броненосца сделалась еще теснее. Также долго находившиеся в эксплуатации котлы не могли развить избыточного давления свыше 1 кг/см2. Для питания котла имелись угольные бункеры, способные принять до 21,5 т. угля. При норме потребления 9 т/сут. броненосец, таким образом, мог пройти всего лишь около 300 миль. Машины размещались в 42,3-метровом корпусе, шириной 9,4 м и осадкой 2,15 м. Полное водоизмещение оставляло 596 т.

В центральной части возвышался бронированный редут. Овальный в плане он состоял из 11-см деревянной стенки, на которую навешивались листы железа, по некоторым сведениям поднятые со взорванного в Картахене броненосца «Тетуан». В средней части бронированного пояса его толщина доходила до 105 мм, далее к оконечностям снижаясь сначала до 70 мм и потом до 60 мм. Сами оконечности за пределами редута были не бронированы. Но поскольку они возвышались над водой не более чем на метр, судостроители сочли вероятность попадания в них пренебрежительно малой. Так что вся защита состояла из девятидюймового слоя тика. Редут и палуба в оконечностях защищались 80-мм листами железа.

А вооружение состояло из пяти бывших гладкоствольных бронзовых пушек, во внутреннем канале которых сделали нарезы, доведя их до стандартов Паротта нарезных дульнозарядных орудий. Одно 160-мм орудие стояло в носу, а четыре 120-мм по системе полукруглых рельсов внутри редута можно было перекатывать с борта на борт, сосредоточив залп в одном из трех возможных секторов. Длина ствола орудий не превышала 15-16 калибров.

Рангоут корабля состоял из единственной мачты-однодеревки, стоявшей за дымовой трубой. Мачту использовали исключительно для сигнальных целей. Штатная численность экипажа составляла 58 человек.

14 сентября 1874 г. в Ферроле установили первые секции киля нового броненосца, нареченного «Дюк де Тетуан» - герцог Тетуанский, в честь титула генерала Леопольдо О'Доннела (1809-1867), командующего испанскими силами во время испано-марокканской войны 1859-1860 гг. А 7 апреля следующего года корабль уже спустили на воду.

Впрочем, несмотря на неплохие темпы стапельного строительства, достройка на плаву «Дюка де Тетуана» сильно замедлилась из-за трудностей поиска в воен-ное время необходимых комплектующих, в результате чего он вошел в строй лишь в 1876 г. под командой старшего лейтенанта Хосе де ля Пуэнте и Седано.

Экспромт военного времени отнюдь не оказался успешным. Ходовые испытания кроме малой скорости и отвратительной маневренности выявили также низкую остойчивость, неизбежно записав броненосец в разряд «белых слонов». Сами испанцы классифицировали свой корабль как броненосную плавучую батарею - Bateria flotante blindada, записав его вместе со шхунами, буксирами и транспортами в корабли третьего ранга. Но эта замысловатая классификация дала право некоторым историкам зачислять корабль в число броненосцев береговой обороны. Фактически же это была всего лишь броненосная канонерская лодка. Непонятная классификация вылилась, например, в постоянные «перенумерования» корабля, совершенно несвойственные испанскому флоту.

Обычно корабль, получив свой идентификационный номер, проносил его через всю карьеру, не меняя даже при коренных переделках. Иное дело «Дюк де Тетуан». В 1876 г. он вошел в списки флота с номером 70, но уже в 1879 г. он числится разукомплектованным плавсредством с номером 91. В 1885 г. он, также разоруженный, находится уже с номером 73.

В 1881 г. спустя всего пять лет после ввода в строй, проведенное обследование показало, что состояние броненосца более не внушает доверия. В результате чего на следующий год он был признан бесполезным для флота и его начали готовить к списанию.

Все изменилось после Каролинского кризиса, когда приняли решение для усиления защиты Балеарских островов от возможного германского нападения провести кардинальную модернизацию корабля. Переделка коснулась в первую очередь машинной части. «Дюк де Тетуан» получил более мощную 190-сильную машину (по-видимому, двойного расширения), что дало возможность на испытаниях превысить шесть узлов - больше, чем в годы молодости. В результате всех модернизаций водоизмещение возросло до 703 т., а длина до 48 м. Осадка увеличилась до 2,27 м, еще больше снизив высоту надводного борта в оконечностях. Экипаж превысил 60 человек.

24 октября 1885 г. обновленный корабль повторно сошел на воду. Но снова «Дюк де Тетуану» не довелось понюхать пороху. Благодаря посредничеству Папы Римского Льва XIII кризис удалось преодолеть, в результате чего модернизированный броненосец снова остался без определенных занятий.

 

Чтобы извлечь хоть какую-то пользу от морально устаревшего, но обновленного корабля, его придали морской школе Ферроля. Здесь он и тянул лямку учебного судна.

Большие объемы нового судостроения снова поставил на повестку вопрос о целесообразности нахождения броненосца в составе флота. В результате по бюджету 1896-1897 гг. планировалось его разукомплектовать и продать на слом при феррольском арсенале. Но в дело снова вмещалась очередная военная угроза.

Поскольку существовала гипотетическая вероятность американской атаки испанского побережья, было принято решение задействовать броненосец в системе обороны Ферроля, и «Дюк де Тетуан» в очередной раз повторно зачислили в списки флота.

19 апреля он стал на якорь у феррольского арсенала. После завершения всего объема работ он 25 мая покинул арсенал, чтобы стать на якорь в бухте Сеганьо. Здесь на него завели кабеля от установленных там двух линий мин заграждения, которые по сигналу с «Дюк де Тетуана» должны были в нужный момент взорваться. Попутно корабль использовали в качестве плавучего склада.

Впрочем, вскоре стало понятно, что американцы вряд ли предпримут набег на Испанию, и 4 июня броненосец снова возвратился на арсенал.

«Дюк де Тетуан» (справа) и миноносец «Эхерсито» в гавани Ферроля, 1898 г

12 августа, в день подписания перемирия с американцами, «Дюк де Тетуан» занял место у разделочной стенки и спустя некоторое время его разобрали на слом. В 1899 г. корабль окончательно исключили из списков флота.

О нас admin