Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.

Предисловие автора

Что такое малый катер? Государственный стандарт Союза ССР опреде­лял, что «малый катер» - это «Самоходное судно длиной не более 20 м, спроек­тированное и эксплуатирующееся по специальным нормам и правилам». При­менение термина-синонима, в данном случае «катер», этим ГОСТом запреща­лось. Учитывая, что данная книга не является официальным документом и повествует только о катерах длиной не более 20 м, все малые катера по ходу повествования будут именоваться только катерами.

Много книг написано о больших судах и кораблях, которые являются гордостью нашего флота и судостроения, но практически нет литературы по истории создания самых многочисленных и массово применяемых плав­средств - малых катеров. Цель этой книги - частично заполнить этот пробел. Кроме того, история создания самых популярных катеров уходит в забвение вместе с тем поколением судостроителей, которые всю свою жизнь посвятили созданию столь незаметных и столь необходимых для обеспечения жизнедея­тельности Большого флота, малых катеров.

Для всех министерств и ведомств были притягательны такие суда, кото­рые при плавании не имели ограничений по глубинам и фарватерам, способ­ные оперировать в речных узкостях и тесноте портовых акваторий. Такие суда в считанные минуты могли быть готовыми к действиям, неприхотливые в эксплуатации и не требующие для себя особых условий базирования.

Среди таких катеров имеются служебно-разъездные, рабочие, патруль­ные, промысловые, буксирные, медицинские, гидрографические, водолазные, спасательные, в том числе десантируемые с самолётов, и множество других самого разнообразного назначения. Такие катера были нужны для того, что­бы решать самые разнообразные задачи по обслуживанию Военно-Морского Флота и удовлетворять нужды народного хозяйства. А если принять во внима­ние, что почти все катера могли транспортироваться по железной дороге и доставляться в самые отдалённые точки бывшего Советского Союза, то это делало их незаменимыми в тех местах, где кроме водных других путей сооб­щения, не считая воздушных, не существует. В таких местах малым катерам приходилось выполнять функции снабженцев, скорой медицинской помощи не только для эвакуации больных, но и для оказания им неотложной помощи, патрулировать леса и бороться с лесными пожарами, доставлять почту и вы­полнять целый ряд обязанностей для обеспечения обитаемости самых удалён­ных и глухих районов России.

742

Более 50 лет автор посвятил судостроению, из них 30 лет посвятил про­ектированию и постройке малотоннажных судов — ботов и катеров. Автору пришлось принимать участие в создании и таких проектов-гигантов, как су­пертанкер «Крым» (проект 1551) или тяжёлый авианесущий крейсер «Киев» (проект 1143), но наибольшее удовлетворение автор получил при работе с катерами.

Катер, хотя он и малый, но это то же самое судно, только в миниатюре. Как и его братья-гиганты, катер имеет те же самые помещения по назначе- нию, те же самые устройства и системы, плавает по тем же самым законам теории корабля. Но в дополнение к тому, что имеют большие суда, большин­ство катеров имеют и динамические силы поддержания, что вносит в проек­тирование катеров свои специфические требования.

Данная повесть названа воспоминаниями, потому что автор не пользо­вался историческими архивами, не занимался исследованиями в области ка­теростроения и не перегружал книгу теоретическими и научными выкладка­ми и заключениями. Автор изложил в этой книге свои наблюдения за период 30-летней деятельности, всё, в чём принимал участие лично, что хранилось в его личных архивах или узнал от непосредственных участников описывае­мых событий.

Ввиду сравнительно малой трудоёмкости проектирования и постройки, энергоёмкости и несложного технологического оборудования созданием кате­ров могли заниматься не только любые судостроительные предприятия, но и полукустарные мастерские и отдельные любители водно-моторного спорта. Это способствовало тому, что по всем акваториям плавает несметное коли­чество катеров различных размеров и архитектурных типов.

В этой повести речь пойдёт о так называемых «законнорожденных» ка­терах, которые делались по заданиям Минсудпрома и шли, как на борт одного из судов или кораблей, так и на их рейдовое или портовое обслуживание, а также о катерах, проектирование и постройка которых производилась по спе­циальному заказу различных министерств и ведомств.

Чтобы читатель более полно мог бы представить себе объект повество­вания, под иллюстрациями в скобках даются краткие тактико-технические элементы — (длина наибольшая, водоизмещение полное, мощность двигателя, скорость полного хода). Отсутствующие параметры отмечены « * ».

Из-за невозможности охватить весь ряд существующих катеров, автор ограничился описанием и историей создания основного «золотого фонда» ка­теров нашего отечественного Военно-Морского и Морского флотов. Эти кате­ра были разработаны Центральным конструкторским бюро (ЦКБ) «Редан» - базовым предприятием Минсудпрома по спасательной технике и головным по малотоннажным судам.

Автор по своей инициативе собрал самый полный материал по истории создания катеров на одном из специализированных предприятий Минсуд­прома и стал одним из немногих, кто монопольно владеет этими материалами. И, для того, чтобы не унести эту информацию в «вечность», автор решил поделиться ею с теми, кто любит катера и для кого не безразличен маленький кусочек истории отечественного судостроения, не нашедший отражения в фундаментальных трудах судостроителей.

Фактическим автором этой книги является замечательный коллектив ЦКБ «Редан», разработавший и построивший все те катера, которые вошли в содержание этого повествования. Будет несправедливо выделить персональ­но кого-либо, поэтому я приношу мою сердечную благодарность всем им. Но я считаю своим долгом отметить, что описание результатов их многолетних тру­дов автор взял на себя и он несёт всю ответственность за содержание этой книги.

 

 

НАЗАД     ВПЕРЕД