Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.
Главная / Катера / КАТЕРА К.К. СТАРОСЕЛЬЦЕВ / ПРЕДПРИЯТИЕ ОСВАИВАЕТ СТЕКЛОПЛАСТИК

ПРЕДПРИЯТИЕ ОСВАИВАЕТ СТЕКЛОПЛАСТИК

Хотя вопросы освоения пластмасс и технология изготовления корпусов из стек­лопластика не являются предметом повествования этой книги, но совсем обойти их молчанием нельзя, так как пластмассовое катеростроение заняло большой объём про­изводства на предприятии и большое количество катеров из пластмассы пополнили ряды отечественного Военно-Морского и Морского флотов.

Филиал ЦКБ-5, как экспериментальная лаборатория, не мог остаться в стороне от освоения новых материалов, которые находили всё большее применение в стране. Таким материалом во всех отраслях промышленности являлись полимеры. Наиболее широкое распространение получили слоистые конструкционные пластики, которые получаются при отвердении связующего полимерного материала, армированного изделиями из синтетического или природного волокна.

Из числа слоистых пластиков, выпускаемых промышленностью, наибольшее рас­пространение получил стеклотекстолит.

Опыта в стране по формованию слоистых криволинейных конструкций из стек­лопластика не было, и поэтому предприятие приняло на себя выполнение экспери­ментальных работ по применению этого материала в судостроении.

Чем же был хорош стеклопластик для судостроения? Это коррозионная стой­кость, вибродемпфирующее качество, электроизоляционные свойства, проницаемость для высокочастотных электромагнитных волн, низкая теплопроводность, немагнитность, высокая удельная прочность, неогра­ниченные способности к формованию, не гниёт в воде, стойкий к плесени и древо­точцам. Так как идеальных материалов не бывает, то к отрицательным свойствам стеклопластика следует отнести - низкую теплостойкость, склонность к расслоению, чувствительность к сосредоточенной на­грузке, меньшая жесткость, чем у металла. В такой ситуации выбор материала был за­дачей конструктора после анализа условий работы изделия в окружающей его среде.

Освоение нового материала предприя­тие начало с отработки процесса формова­ния изделия из стеклопластика на основе синтетических смол, армированных стеклотканью, методом горячего отвердения. Потом осваивался метод контактного формования, а именно изготовление болвана, матрицы, пуансона, приготовление смолы и стеклоткани, выклейка изделия и фраг­ментов конструкции, сборка изделия.

1206

Оставив вопросы технологии в стороне, можно сказать, что первый этап освое­ния нового материала успешно завершился, и предприятие приступило к изготовле­нию конкретных изделий. Первым таким изделием был опытный отсек, изготовлен­ный в 1957 году для оценки водонепроницаемости стеклопластика, а потом на основе приобретённого опыта в 1958 году на предприятии был изготовлен четырёхвесельный ял, получивший индекс ЯлП4.

Успешное освоение пластмасс получило огласку, и на предприятие стали посту­пать заказы со стороны на изготовление различных изделий сложной формы из стек­лопластика. Среди заказчиков были ВНИИ Земного Магнетизма, Всесоюзный гео­физический трест, ВНИИ Методики и Техники разведки и ряд других организаций. По заказам этих организаций предприятие изготавливало и проводило всесторонние испытания различных специальных гондол.

1207

Эксперимент со стеклопластиком продолжался, и в 1959 году на предприятии приступили к постройке первого катера из стеклопластика. Это был катер СТ-1 - первое пластмассовое судно в СССР, построенное целиком из отечественных мате­риалов промышленного производства.

1208

В программе всесторонних испытаний конструкций был пункт по проверке стой­кости древесины, оклеенной стеклопластиком. Для этой цели серийный катер проекта 370У был изготовлен по новой технологии. Деревянный корпус катера был оклеен стеклотканью, палубу и рубку сделали трехслойной конструкции из стеклопластика. Этот катер получил номер проекта 370JI «Лимузин».

1209

Попутно были проведены испытания нового материала на радиолокационную заметность, для чего был построен цельнодеревянный макет на базе катера проекта 370У и оклеен стеклопластиком.



1210

 

Успешные испытания оклеенных стеклопластиком катеров и ряд опытов прове­денных параллельно с этими испытаниями, позволили предприятию провести и более крупный эксперимент - оклейку корпуса крупного деревянного тральщика.

Для отработки технологического метода формования крупногабаритных стекло- пластиковых изделий в 1960 году был изготовлен шестивесельный ял из стеклоплас­тика ЯлП6.

1211

В начале 1960 года ЦКБ-5 получило особый заказ на проектирование прогулоч­ного катера проекта 360 для высших должностных лиц страны. Корпус катера дол­жен был быть из первосортных пород древесины, а надстройка - из стеклопластика, внутренняя отделка должна была быть изысканной, а комплектующее оборудова­ние - новейшим. Между собой этот катер именовался «Хрущёвской яхтой».

Постройку яхты осуществлял завод № 5, а изготовление стеклопластиковых кон­струкций надстройки и ходовой рубки по заказу завода осуществлял филиал ЦКБ-5 со сборкой надстройки в эллинге завода. Надстройка, для которой делались конструк­ции, имела длину 17,5 м и ширину 6,3 м и не размещалась ни в одном из производ­ственных помещений предприятия.


 1212

Поэтому выклейка конструкций производилась на заводской территории, а над оснасткой для формования был устроен навес, защищающий рабочую площадку от непогоды. Более мелкие детали формовались в цеху. Так стеклопластиковыми деталя­ми надстройки и ходовой рубки были обеспечены четыре объекта.

С целью проверки стеклопластиковых конструкций на прочность для малого ракетного корабля проекта 901 были изготовлены рубка из стеклопластика трехслой­ной конструкции и аналогичная рубка из лёгкого сплава.

После проведения полигонных испытаний рубка из стеклопластика показала значительно лучшие прочностные качества, чем её лёгкосплавной аналог. Но в про­изводство пошла рубка из лёгкого сплава. Так как стеклопластиковая конструкция обладала таким отрицательным качеством, как горючесть. В то время ещё не умели делать огнестойкие смолы.

Время экспериментов закончилось, и пришла пора переходить к более сложным катерам. Таким катером стал малый тральщик проекта 354.

Этот тральщик проектировался, как бортовой катер для базового тральщика проекта 264А и предназначался для предварительного протраливания якорных мин. Пластмассовое исполнение придавало ему высокую защищённость по собственным физическим полям, а малое водоизмещение обеспечивало его защиту от гидродинами­ческих мин на малых глубинах. С целью отработки технологии изготовления серий­ных катеров по головным образцам были построены два варианта катера. Главным конструктором проекта был Н.А. Макаров.

Первый катер проекта 354 имел конструкцию корпуса из композитного стекло­пластика, второй - проекта 354П имел корпус из стеклопластика, подкреплённый трапециевидным набором на основе пенопласта.

1213

Но по не зависящим от предприятия причинам проектант базового тральщика проекта 264А вынужден был отказаться от катеров, т.к. в результате модернизации водоизмещение проекта 264А выросло более чем на 20 т с ухудшением остойчивости.

Для сохранения остойчивости пришлось отказаться от части оружия на верхней палубе и бортовых катеров. В 1961 году оба катера были переданы заказчику для использования по его усмотрению.

Для изготовления ГОСТовского ряда опытных шлюпок требовалась отработка технологических режимов формования на различных материалах и подготовка техно­логических рекомендаций. С этой целью было построено два прогулочных катера для того, чтобы проверить эти материалы в эксплуатационных условиях.

1214

В заключение еще можно вспомнить факт изготовления в 1966 году пластмассо­вого корпуса для рейдового тральщика проекта 1258 «Корунд» водоизмещением около 100 т. Для возможности термостатирования такого большого корпуса на территории предприятия на месте, где раньше стоял эллинг для постройки катеров типа «КМ», была сооружена термокамера, которая спустя несколько лет была реконструирована в эллинг для постройки металлических судов.

 

 

НАЗАД     СОДЕРЖАНИЕ       ВПЕРЕД