Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.
Главная / Катера / КАТЕРА К.К. СТАРОСЕЛЬЦЕВ / ПЕРВЫЕ СЕРИЙНЫЕ КАТЕРА ДЛЯ ВОЕННОГО МИНИСТЕРСТВА

ПЕРВЫЕ СЕРИЙНЫЕ КАТЕРА ДЛЯ ВОЕННОГО МИНИСТЕРСТВА

В начале Первой мировой войны верфь получила заказ Морского министерства на постройку мореходных катеров многоцелевого назначения.

Приступая к рассказу об этих катерах, можно вспомнить историю русско-шведских войн в шхерах Финляндии, а также взаимосвязь между финскими шхерами и балтийским катеростроением.

Военные операции русских войск на территории Финляндии только тогда имели успех, когда сухопутные операции поддерживались флотом, подготовленным к дей­ствию в условиях шхер.

Уже с петровских времён стало ясно, что шхеры могут быть надёжным союзни­ком в войне против более сильного флота. Маневренные мелкосидящие суда-галеры, безнаказно оперируя внутри финских шхер, были недоступны для шведских кораб­лей, что подтвердилось в годы последующих войн со Швецией.

Чтобы быть хозяином в шхерах, их нужно изучать и хорошо знать, знать прави­ла безопасного плавания в них и обходиться без услуг наёмных лоцманов.

Опыт плавания в шхерах показал, что для изучения искусства плавания и веде­ния боевых действий в этих условиях наиболее удобны моторные катера, как мореход­ные и маневренные суда, с малой осадкой и быстроходные. Кроме того, они не требу­ют развитых условий базирования, легки в обслуживании, экономичные и не демас­кируют себя задымлённостью.

Особенности шхерной географии создавали для стационарных постов наблюде­ния целые сектора непросматриваемых участков суши и акваторий, для решения этой задачи нужно было создавать подвижные наблюдательные посты. Принимая во вни­мание все эти факты, Морское министерство для этой цели решило заказать серию катеров, но так как верфь Золотова ещё не была готова к этой работе, то осенью 1908 года заказ разместили на фирме «Андре и Розенквист».

Накануне Первой мировой войны в 1912 году началось строительство артилле­рийской Ревель-Поркалоудской позиции, а в мае 1915 года началось оборудование Або-Аландской шхерной позиции. Эти артиллерийские позиции включали в себя фор­ты, как на южном берегу Финского залива, так и на берегу Финляндии, а также береговые батареи, расположенные на островах. К примеру, на Аландских островах, число которых достигало 6,5 тысяч, к 1917 году планировалось разместить, и были размещены, более 20 артиллерийских береговых батарей. Вот для обслуживания этих батарей и были заказаны Морским министерством на верфи Золотова катера связи. Это были небольшие деревянные катера с импортными двигателями, каютами и па­лубными надстройками.

Катер связи

Катер связи (10,7 м, 40-60 л.с.)

749

Постройка катера в эллинге. В бушлате мастер М.И. Колосов

Основным назначением этих катеров было обеспечение связи с береговыми бата­реями, но они использовались и для несения сторожевой службы, и в качестве катерных тральщиков, и как служебно-разъездные, и для других целей.

Можно предполагать, что это были пер­вые многоцелевые катера в российском фло­те. В советском флоте их продолжением бу­дут катера типа КМ и проекта 361.

Основным строительным материалом на верфи в то время было дерево. Только деревянные катера, в отличие от клёпаных стальных, могли обеспечить необходимые заказчику тактико-технические характе­ристики.

Создавая мореходные катера для Мор­ского министерства, верфь при постройке корпусов освоила и внедрила диагональ­ную обшивку, что позволило добиться увеличения прочности корпуса при сниже­нии массы.

Суть диагональной обшивки заключалась в том, что наружная обшивка выпол­нялась из двух или трёх слоёв тонких планок, пазы которых располагались под углом 45° к линии киля и под углом 90° к пазам предыдущего слоя. Оба слоя крепились между собой медными заклёпками с шайбами и к набору - шурупами.

В годы Первой мировой войны эти катера использовались по своему прямому назначению, часть катеров была переоборудована в гидрографические катера и ис­пользовалась для промера шхерных фарватеров.

Спуск катера связи на верфи Золотова

Спуск катера связи на верфи Золотова

Катера связи у пирса на Большой Невкеüøîé Íåâêå

Катера связи у пирса на Большой Невке

Экипажи этих катеров приняли участие в Февральской буржуазно-демократи­ческой революции и 25 октября перешли на сторону Советской власти. В 1918 году катера были переданы Финляндской Советской рабочей республике. В апреле 1918 года катера были захвачены в Гельсингфорсе финскими белогвардейцами. Дальше следы катеров теряются, и судьбы их не известны.

 

 

НАЗАД     СОДЕРЖАНИЕ       ВПЕРЕД