Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.
Главная / Катера / КАТЕРА К.К. СТАРОСЕЛЬЦЕВ / ПОСЛЕДНИЙ ГОСБЮДЖЕТНЫЙ КАТЕР

ПОСЛЕДНИЙ ГОСБЮДЖЕТНЫЙ КАТЕР

В 1970 году КБ рыбинского судостроительного завода «Вымпел» был спроекти­рован и на этом же заводе построен буксирно-моторный катер проекта БМК-130.

Этот катер был создан на основе специального катера, разработанного по зака­зу Министерства Обороны для сапёрных войск, который предназначался для наведе­ния переправ через реки. Он имел толкающее устройство для формирования пере­прав из понтонов и транспортировочное устройство с убирающейся парой колёс для возможности буксировки его автомобилем.

Катер проекта БМК-130 был сделан путём исключения толкающего и транспор­тировочного устройств и незначительных конструктивных изменений, соответствую­щих требованиям правил Речного Регистра РСФСР для катеров речного плавания.

1482

Он был прост по своему устройству и обслуживанию, представлял собой откры­тый стальной корпус с установленным в нём двигателем и с минимально необходимым объёмом судовых устройств и систем. В процессе эксплуатации для повышения ком­фортности экипажем было сделано самодельное съёмное закрытие, а потом оно было усовершенствовано и введено в конструкторскую документацию заводом-строителем.

За свою простоту, надёжность и дешевизну катер имел большой спрос у потреби­телей, но к 1980 году безнадёжно отстал от современных требований, а спрос на него не уменьшился. Была попытка проектанта сделать его современным, но цена на него возросла настолько, что потребитель категорически потребовал сохранить в произ­водстве существующий катер БМК-130.

1484

В 1980 году филиал ЦКБ «Восток» получил задание министерства создать ма­лый буксирный катер с обязательным сохранением или малым отличием трудоёмкос­ти постройки от серийно строящихся на судостроительном заводе «Вымпел» катеров проекта БМК-130 для народного хозяйства.

Новый катер проекта 14860 «Бурлак» должен был буксировать плавсредства малого тоннажа, обеспечивать паромные переправы, производить маневровые опера­ции в портах, на лесосплавах и в районах гидростроительных работ.

1483

Техническое задание на катер было составлено совместно с КБ завода «Вым­пел». За период эксплуатации проекта БМК-130 с 1971 по 1978 год у проектанта накопились замечания и предложения эксплуатирующих организаций. В основном все замечания были по существу, и пренебрегать ими при проектировании нового катера не было смысла. Что же хотел потребитель?

Потребитель хотел заменить двигатель более мощным и изолировать его от во­дителя с целью снижения шумности и наличия выхлопных газов на посту управления катером, вместо временного «колпака» установить постоянную рубку, усилить днище­вую обшивку.

Это были основные замечания, которыми нельзя было пренебрегать, хотя бы потому, что с такими замечаниями ни один надзорный орган не согласовал бы проект. Кроме этих замечаний было пожелание завода-строителя максимально снизить трудо­ёмкость изготовления корпуса за счёт формирования его из плоских секций.

Главным конструктором катера был Е.В. Захаров.

В техническом предложении были выполнены три варианта малого буксирного катера проекта 14860: озёрного плавания и речного плавания в полном соответствии с правилами Речного Регистра РСФСР и речного плавания с упрощениями конструк­ций, но проверенными расчётами.

Все варианты имели длину 7,5 м, плоские остроскулые обводы, одинаковую тягу на гаке, один и тот же двигатель мощностью 135 л.с., почти одинаковую скорость, единый корпус и архитектурный стиль.

Архитектура представляла собой закрытый катер с притопленной рубкой в но­совой трети катера. В корпусе располагались: форпик, отсек под рубкой, моторный отсек и ахтерпик. Средняя и кормовая трети верхней палубы были заняты буксирным устройством.

1485

Первые два варианта имели отличия только в части требований, предъявляе­мых Регистром к судам определённого района плавания включая конструктивные особенности и комплектацию. Третий расчетный вариант отличался от второго «реч­ного варианта» сокращенной комплектацией и незначительными конструктивными отступлениями. Из-за малого отличия тактико-технических характеристик и стои­мости от «речного варианта» третий вариант был исключён из дальнейшего рас­смотрения.

По результатам анализа проектант остановился на катере речного плавания, как на оптимальном варианте.

Новый малый буксирный катер проекта 14860 выгодно отличался от своего предшественника катера проекта БМК-130. Его двигатель размещался в отдельном моторном отсеке и не задымлял выхлопными газами место водителя, которое теперь находилось в изолированной ходовой рубке, таким образом, было снижено и воздей­ствие шума на экипаж. Катер имел сплошную палубу, которая бьша приспособлена для выполнения буксировочных, кантовочных и прочих работ. В отличие от своего «потопляемого» предшественника катер проекта 14860 имел одноотсечную непотоп­ляемость, простой и технологичный корпус с упрощенными плоскими обводами вмес­то лекальных, более мощную энергетическую установку. Новый катер соответствовал всем требованиям надзорных органов.

Но расчетная стоимость нового катера получилась почти в три раза больше, чем у проекта БМК-130. Такая стоимость была неприемлема для министерства, и работы по катеру были приостановлены. Не были приняты к сведению заверения проектанта о том, что создание нового катера, соответствующего требованиям надзорных органов и отвечающего экономическим и техническим требованиям потребителей с сохране­нием старой цены близкой к стоимости катера проекта БМК-130, не представляется возможным.

В 1983 году работы по проектированию катера проекта 14860 с теми же требо­ваниями были переданы КБ завода «Вымпел». Новому проектанту теперь предстояло устранить выявленные недостатки, согласовать проект с Регистром и другими над­зорными органами и при этом сохранить цену катера близкой к существующей.

Заводское КБ по результатам своей разработки пришло к выводу, что все эти недостатки устранить путём модернизации катера проекта БМК-130 не представля­ется возможным, и что эта работа приводит к созданию нового проекта. И коллектив КБ разработал такой новый проект.

В 1985 году произошла реорганизация филиала ЦКБ «Восток», на его базе было создано ЦКБ «Редан» с филиалами в городах Рыбинске и Сосновке.

Так проект 14860 опять вернулся в ЦКБ «Редан», где и был окончательно дора­ботан с постройкой в 1987 году на опытном производстве проектанта головного мало­го буксирного катера.

Головной катер имел стальной свар­ной корпус, а в качестве энергетической установки дизельный двигатель ЯМЭ-236, который работал с раздачей мощности че­рез редуктор на два гребных винта, что обеспечивало катеру исключительную ма­невренность.

Заводские испытания подтвердили высокие эксплуатационные качества кате­ра, а опытная эксплуатация катера на ле­сосплаве - возможность большого спроса и вселила надежду на его крупносерийное производство.

Теперь предстояло аттестовать катер на высшую категорию качества. Но аттес­тация не получилась, так как конвертированный дизельный агрегат на базе дизеля ЯМЭ-236 на высшую категорию качества не арестовывался, да ещё Госплан СССР отказал в серийной поставке дизелей ЯМЭ-236 Минсудпрому.

Тогда проектант решил установить два болгарских двигателя мощностью по 57 л.с., для чего и установку сделать двухвальную.

В процессе разработки технического проекта 14860 с болгарскими дизелями был внесён целый ряд усовершенствований в технологию изготовления корпуса катера. Также с целью организации крупносерийного производства до 12000 катеров в год рассматривался вопрос о возможности приобретения линии сборки и сварки кузовов автомобиля «Жигули» для изготовления корпусов катера «Бурлак». Для этого на за­вод в г. Тольятти была командирована группа специалистов, которая не подтвердила целесообразность такого производства катеров. По их заключению, организация по­точной сборочно-сварочной линии для производства катеров может окупиться только при серийности нескольких сотен тысяч единиц в год.

Долго ещё продолжались работы по усовершенствованию буксирного катера проекта 14860. В течение последних лет 80-х годов проектант отказался от болгар­ских двигателей из-за их высокой цены и не такой уж высокой надёжности и вернулся к схеме с одним двигателем и раздаточным редуктором. Теперь в качестве главного двигателя был применён дизельный двигатель «КамАЗ» мощностью 180 л.с., который обеспечивал тягу на гаке в 1,3 т при скорости 10 км/час. Были поставлены на аморти­заторы ходовая рубка и двигатель.

Пока происходили доработки конструкторской документации, головной катер проекта 14860 трудился на благо ЦКБ «Редан», он обеспечивал все испытания ка­теров, работал в качестве разъездного и буксира, выполнял подряды разных за­казчиков.

Такой проект как 14860, несмотря на то, что он был разработан в середине 80-х годов, тоже не получил права на жизнь, потому что когда он был доведен до нужного технического уровня, заказчики пропали, и серийная постройка не состоялась. На территории предприятия остался только штабель из нереализованных корпусов ма­лого буксирного катера «Бурлак».

 

 

НАЗАД     СОДЕРЖАНИЕ       ВПЕРЕД