Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.
Главная / Катера / КАТЕРА К.К. СТАРОСЕЛЬЦЕВ / ТРУЖЕНИКИ ОЗЁР И МОРЕЙ

ТРУЖЕНИКИ ОЗЁР И МОРЕЙ

Швартовный бот проекта 11190 проектировался и строился на АО «Редан» в середине 90-х годов по заказу администрации эстонского морского порта Мууга.

Швартов или швартовный трос стальной, растительный или синтетический с огоном на конце - вещь тяжелая, особенно у крупнотоннажных судов, и передача его на причальное сооружение составляет иногда трудную задачу. Для того чтобы облег­чить эту задачу, а то и просто решить её, используют самые разные устройства и приспособления. Для подачи швартова на причал или другое судно используют броса­тельные концы и проводники, которые крепятся к швартову, и за него швартов выби­рают на причальное сооружение. Если судно в море или не может подойти близко к причалу, то швартов подаётся на другое судно с помощью линеметателя. В случае, если нужно поставить крупнотоннажное судно на бочку, то тут уже не поможет ни одно из традиционных швартовных приспособлений, кроме специального плавсред­ства. Это плавсредство должно подойти к судну принять на палубу швартовный трос и отбуксировать его к швартовной бочке, где и закрепить.

Вот для решения таких и вообще любых швартовных задач служит специальный швартовный бот, к проектированию которого приступил проектант в начале 1995 года. Главным конструктором швартовного бота был А.В. Круговенко.

1495

Тот швартовный бот, который проектировался в КБ АО «Редан» мог выполнять и ещё ряд функций, таких как проверка боновых заграждений, дежурство у боновых ворот, осмотр и установка навигационных знаков и ещё многих поручений судо­владельца.

Корпус бота был стальной, кормовая часть палубы имела мелкий кокпит, не­обходимое швартовно-буксирное оборудование, не имела леерного ограждения и была приспособлена для специфических работ выполняемых ботом. Для того чтобы иск­лючить наматывание троса на собственный гребной винт имелась защита в виде «корзины».

Для комфортного и безопасного пребывания экипажа бота на его борту была предусмотрена просторная ходовая рубка, которая имела круговое остекление и ото­пление. Для защиты экипажа от случайных ударов на волнении о высокие борта обслуживаемого судна, рубка имела защитные ограждения арочного типа.

1496

В 1996 году были построены, испытаны и переданы администрации порта Мууга два бота, где надо полагать, они и трудятся по сей день.

При постройке Зейской гидроэлектростанции в верховьях реки Зея образова­лось обширное Зейское водохранилище, которое затопило все окрестности, включая леса, луга и прибрежные сооружения. Для очистки водохранилища были срочно ис­пользованы самые различные плавсредства, включая технику, предназначенную для работы на лесосплаве. Сейчас на этом месте Зейский заповедник, и у окрестных обитателей гниющие деревья и прочий мусор наверное не вызывали восторга.

Когда началось строительство Бурейской ГЭС, то администрация, не дожидаясь образования водохранилища, решило вооружиться против плавающих деревьев и про­чего растительного мусора. Она обратилась на Благовещенский судостроительный завод с целью заказать специальные катера, предназначенные для очистки образо­вавшихся водохранилищ.

На эту работу в конце 2002 года между Благовещенским судостроительным за­водом и ЗАО «Редан-КБ» был заключён договор на разработку рабочей документации для постройки специального буксирного катера проекта 21700. Главным конструкто­ром этого катера был А.В. Круговенко.

Проект не был сложным, но трудности заключались в том, что постройка катера по обязательствам завода должна была закончиться летом 2003 года. В прежние времена за работу в такие сроки проектант не стал бы браться, но теперь, когда предпри­ятие сидело на «голодном пайке», упускать такой заказ было нельзя.

Выполнить этот заказ можно было только, отказавшись от традиционной схемы разработки чертежей. Было принято решение отправлять готовый чертёж прямо со стола исполнителя, даже некомплектно, электронной почтой непосредственно заводу- строителю.

1497

Согласование документации с надзорными органами проводить тогда, когда бу­дет готов полный комхшект документации и может уже будет построен катер.

По договорённости с заводом было принято решение все разногласия и измене­ния улаживать при помощи той же электронной почты без взаимных претензий.

Ситуация с разработкой конструкторской документации усложнялась дефици­том конструкторских кадров и отсутствием на предприятии электронной почты. Этот вопрос был разрешён при помощи привлеченных со стороны конструкторов и элект­ронной почты соседнего предприятия.

Какие же конкретные задачи ставились перед этим катером, и почему все надо было делать так быстро?

1498

После образования Бурейского водохранилища возникла необходимость удале­ния уже всплывшего леса и постепенно всплывающих брёвен, которые могли засо­рять водоём и водоприёмные сооружения ГЭС. Для того чтобы защитить их от попа­дания плавающего сора и направить его к водосливным пролётам плотины, перед ней было сооружено специальное плавучее ограждение из брёвен и деревянных ферм, связанных шарнирами, и предназначенное для хранения и сортировки леса на воде. Такое устройство называется запань.

Одна из первых задач катера была разборка завалов древесных стволов и по­дача их к пропускным воротам запани. Дальше предстояло формирование плотов из плавающего леса и буксировка их на де- ревоперерабатывающие предприятия. Дру­гими задачами были очистка акватории от растительного мусора, проведение транспор­тировочных, ледокольных и других работ.

Для выполнения этих работ на кате­ре предусматривалось технологическое обо­рудование в виде съёмного носового бревнотолкателя типа «бульдозер», буксирного каната, вьюшки для буксирного каната, якорный шпиль в качестве тягового уст­ройства. Буксирное устройство было обо­рудовано откидным гаком на дуге, дистан­ционным приводом для отдачи буксирного троса из ходовой рубки и ограничителем перемещения буксирного троса.

Корпус катера был стальным с ледовой защитой, усиленными набором и обшив­кой для возможности безаварийного плавания в водоёме густо засорённым брёвнами и корягами.

1499

Просторная ходовая рубка была смещена в нос, под рубкой была расположена каюта на двух человек. Несмотря на малые размеры на катере были созданы ком­фортные условия для работы и отдыха двух человек экипажа и двух человек спецпер­сонала. Для них на катере были предусмотрены специальный шкаф для сушки одеж­ды, камбуз и санузел.

1500

Два отечественных двигателя обеспечивали тягу на гаке в 2,5 т. Два гребных винта были расположены в глубоких туннелях и, надёжно защищенные ограждения­ми, позволяли катеру работать в засоренных акваториях со сложным рельефом дна.

Постройка катера производилась в Благовещенске по документации ЗАО «Ре­дан-КБ», которая поступала по электронной почте, и в 2003 году головной катер был готов. Доведя головной катер до эксплуатационного состояния в процессе заводских испытаний и разрешив все противоречия с проектантом, завод приступил к серийной постройке. Так Бурейская ГЭС получила специальные катера для очистки акватории гидротехнических сооружений.

В 1985 году вышло постановление Совета Министров СССР о защите окружаю­щей среды, а в 1990 году Научно-технический центр «Экомортехника» и ЦКБ «Редан» заключили договор о сотрудничестве в области создания и оснащения морских приро­доохранных органов инспекторскими катерами.

Еще до заключения договора у проектанта были контакты с заказчиком, и уже примерно обрисовался облик будущего катера. Выполненные проработки помогли определить возможные тактико-технические элементы, которые были положены в основу технического задания на проектирование быстроходного морского инспекторс­кого катера проекта 14490 «Экос».

Официально техническое задание было выдано в июле 1991 года. Главным кон­структором этого катера был назначен Б.С. Семёнов.

Катер проекта 14490 предназначался для осуществления государственного кон­троля над использованием и охраной морской среды и природных ресурсов в эконо­мической зоне СССР.

1501

Осуществление этого контроля заключалось в постоянном патрулировании охра­няемого района и экстренной доставки государственного инспектора из точки пребы­вания к месту нарушения природоохранного законодательства. Дальше предстояла высадка инспектора на объект-нарушитель при любом состоянии водной поверхнос­ти, для чего катер снабжался стальными кошками и специальным снаряжением по­зволяющим высадку инспектора на любое плавсредство, даже если оно было покину­то командой.

Предоставив инспектору возможность разбираться с нарушителями, экипаж ка­тера продолжал заниматься осмотром, отбором проб воды и грунта, выборочным экс­пресс-анализом загрязняющего вещества для оценки степени загрязнённости аквато­рии на поверхности, в толще воды и на дне. После получения предварительной ин­формации с катера в береговой центр по радиоканалу передаются исходные данные для прогнозирования масштабов распространения загрязнения и выработки мер по его локализации и ликвидации. После выполнения первоочередных операций пробы доставляются в стационарную лабораторию берегового центра. Так выглядит класси­ческая схема деятельности экологического инспекторского катера.

1502

Для того чтобы осуществить все эти операции на катере был установлен приро­доохранный комплекс под названием «Акватест», разработанный научно-производ­ственным центром при Николаевском кораблестроительном институте. Комплекс «Ак­ватест» состоял из двух систем: системы «Аква» с необитаемым привязным телеуправ­ляемым подводным аппаратом и системы «Тест» с комплексом датчиков-анализаторов и устройствами водо- и грунтозабора. Управление подводным аппаратом и всем ком­плексом «Акватест» осуществлялось с пульта управления в комплекте с видеокомп­лексом цветного изображения, персональной ЭВМ и переносным пультом ручного управления.

Теперь предстояло разместить всю эту аппаратуру и персонал, обслуживающий комплекс, в корпусе инспекторского катера, который должен был иметь хорошую скорость, мореходность в пять баллов, удаление от порта-убежища до 200 миль, даль­ность плавания до 600 миль и трехсуточную автономность. При этом катер должен быть снабжён новейшей радионавигационной аппаратурой, современным комплек­тующим оборудованием, и быть очень дешёвым.

В техническом проекте, который разработчик закончил в декабре 1991 года, в основном были выполнены все требования технического задания кроме стоимости катера, которая из-за нового комплектующего оборудования, уровня цен и ценообра­зования в начале 1991 года, не соответствовала требованиям заказчика.

Корпус катера был выполнен из лёгкого сплава, в кормовой части которого размещались два главных двигателя, дизель-генератор и установка малого хода, обес­печивающая катеру ход от одного до трех узлов.

Установка малого хода являлась опытно-конструкторской разработкой и состоя­ла из бесшатунного двигателя мощностью 65 л.с., двух бортовых винтов в насадках, воздушного компрессора для обеспечения воздухом высокого давления механизмов катера и двух гидронасосов.

Носовая часть катера была отведена под жилой блок, в котором размещались двухместные каюты для шести человек экипажа и двух инспекторов-операторов ком­плекса «Акватест», а также кают-компания, камбуз и санитарно-бытовые помещения с душевой.

Блок управления комплексом «Акватест» располагался за ходовой рубкой в кор­мовой половине катера, вблизи спускаемого подводного аппарата, там же, где распо­лагалось устройство его перемещения, спуска и подъёма. Под платформой жилого блока в носовой части размещалась аппаратура системы «Тест».

Вот так должен был выглядеть первый в России специализированный природо­охранный катер, но после августа 1991 года основной поставщик комплекса «Аква­тест», ради которого создавался катер, прекратил сотрудничество с ЦКБ «Редан». До конца 90-х годов иногда появлялись лица и организации, заинтересованные в катере проекта 14490, но с какой целью проявлялся этот интерес остаётся загадкой.

 

 

НАЗАД     СОДЕРЖАНИЕ       ВПЕРЕД