Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.

Индо-пакистанская война (1971 г.)

 

Индийский флот, имевший к началу войны в сво­ем составе 72 единицы (в т.ч. 1 авианосец, 2 крейсе­ра, 6 эсминцев, 9 фрегатов, 12 корветов, 4 подвод­ные лодки, 8 ракетных катеров, 8 тральщиков) чис­ленно в два раза превосходил пакистанский флот (35 единиц: 1 крейсер, 7 эсминцев, 4 подводные лод­ки, 5 сверхмалых подводных лодок, 10 тральщиков, вспомогательные суда).

Соответственно, они решали разные задачи. Ин­дийский флот должен был обеспечить блокаду глав­ных портов противника, изолировать Восточный Па­кистан (ныне Бангладеш) от Западного, препятство­вать попыткам военно-морских сил противника нано­сить удары по индийским кораблям и базам.

Пакистанскому флоту предписывалось охранять побережье обеих частей страны (Западной и Вос­точной) от высадки десантов, прикрывать подходы к портам и базам, атаковать индийские корабли.

После официального объявления о начале мор­ской блокады Пакистана, индийский флот провел две набеговые операции на военно-морскую базу в Карачи.  

Первая операция

 

Она состоялась в ночь с 4 на 5 декабря. Ударную группу, вышедшую из Бомбея, составили 2 корвета проекта 159 («Kiltan», «Katchall»), 4 ракетных кате­ра проекта 205 (тип «Osa I») — «Nipat», «Nirghat», «Veer», «Vidyut» и танкер «Poshak». Группой коман­довал коммодор Ядав (В.В. Yadav). Цель операции заключалась в атаке порта Карачи и уничтожении па­кистанских военных кораблей.

Предварительно индий­ские самолеты атаковали па­кистанские аэродромы в рай­оне Карачи, обеспечивавшие прикрытие базы и порта. Че­рез несколько часов после бомбардировки ударная группа, соблюдая радиомол­чание, вышла на исходную позицию.

На дистанции 70 миль от Карачи корветы, танкер и один катер застопорили ма­шины и легли в дрейф, тогда как три катера продолжили движение малым ходом. Они построились клином: впереди «Nipat» (на нем находился командир ударной группы), позади слева от него «Nirg­hat», справа — «Veer».

Пакистанские береговые посты наблюдения не смогли распознать цели. Поэтому командование ба­зы направило эсминец «Khaibar» (3360 т), находив­шийся в дозоре, для их опознания. Вскоре радио­метристы индийских катеров засекли и классифици­ровали эту цель. Коммодор Ядав приказал катеру «Nirghat» произвести атаку.

В 23.15 и 23.17 он выпустил две ракеты П-15. Пер­вая ракета попала в котель­ное отделение, вторая доби­ла тонущий корабль. Его ра­диостанция успела сообщить в штаб о попадании... авиа­бомбы. Поскольку индийские самолеты несколько раньше осуществили налет в данном районе, постольку командо­вание пакистанского флота не догадывалось об истинном источнике угрозы.

Тем временем на экранах радаров появились две новые цели. Теперь уже флагман­ский катер «Nipat» выпустил по ним две ракеты. Одна поразила эсминец «Shah Yahan», серьезно повредив его (некоторые источни­ки ошибочно сообщают о повреждении эсминца «Badr»), другая отправила на дно сухогруз «Venus Challenger» вместе со всей его командой. Этот сухо­груз, плававший под флагом Либерии, но с китай­ским экипажем, шел из Сайгона в Карачи с грузом американских боеприпасов для пакистанской армии. Можно себе представить мощь взрыва!

824

Пуск ракеты П-15 с катера пр. 205

 

Далее появилась еще одна цель, ставшая жертвой третьего катера — «Veer». Одной ракетой он пото­пил пакистанский тральщик «Muhafiz» (375 т).

Из 389 членов экипажей потопленных кораблей спаслись только 70.

Тем временем индийские катера продолжали двигаться к порту Карачи. С дистанции 14 миль (26 км) «Nipat» выпустил по нему две ракеты. Одна ракета упала в море вскоре после пуска; вторая по­пала в береговой объект, оказавшийся резервуаром жидкого топлива. Район порта осветило зарево мощ­ного пожара. Ориентируясь на пламя, индийские са­молеты нанесли очередной бомбовый удар.

Катера сменили корветы, которые с минималь­ной дистанции, двигаясь полным ходом, произвели артиллерийский обстрел береговых объектов и ко­раблей в базе. При этом один пакистанский траль­щик («Munsif») получил повреждения.

В это же время на всех трех индийских катерах, участвовавших в атаке, а также на корвете «Katchall» произошел ряд аварий. Как обычно, советская тех­ника дала сбой в самый ответственный момент.

Ударной группе пришлось прервать операцию и лечь на обратный курс.

 

Вторая операция

 

Она имела место в ночь с 8 на 9 декабря. Индий­ский флот осуществил ее силами двух смешанных групп. В первую группу вошли крейсер «Mysor» (11.040 т), эсминец «Ranjit» {2480 т), фрегат «Betwa» (2520 т); во вторую — фрегаты «Talwar» и «Trishul» (оба по 2560 т) и ракетный катер «Vmash».

Первая группа вечером 8 декабря задержала и отконвоировала в свой порт пакистанский сухогруз «Madhumati».

Во второй группе катер «Vinash» с дистанции 12 миль (22,2 км) выпустил все 4 ракеты по району порта Карачи. Одна из них поразила нефтехранили­ще. Возник мощный пожар. Как раз в это время ин­дийская авиация производила очередной налет. В результате пожара и воздушной бомбардировки сгорели 12 из 34 имевшихся нефтехранилищ.

Две ракеты потопили в порту грузовые суда ней­тральных государств — панамское «Gulf Star» и бри­танское «Harmattan». Четвертая ракета нанесла серьезные повреждения танкеру пакистанского фло­та «Dacca».

Пакистанская зенитная артиллерия вела интен­сивный заградительный огонь. Трудно сказать, как осуществлялось управление этим огнем, но факт тот, что несколько зенитных снарядов (!) попали в грече­ский сухогруз «Zoe», стоявший в порту.

На катере «Vinash», как и следовало ожидать, вскоре произошла авария. Он вернулся в порт на буксире одного из фрегатов.

Эффективность этих опе­раций была обусловлена ря­дом причин. Во-первых,паки­станские ВВС по ряду объек­тивных и субъективных при­чин не оказали никакого противодействия. Во-вторых, индусы еще до начала войны неплохо отработали зада­чи совместного плавания и тактику применения ракет. В-третьих, им противостояли устаревшие корабли и силы береговой обороны, не имев­шие новейших средств РЭБ и ПВО.

Индийские ракетные кате­ра базировались в Бомбее, находящемся примерно в 513 милях (950 км) от Карачи. Для обеспечения за­паса хода они большую часть пути до рубежа атаки следовала на буксире за фрегатами либо корветами. Эти же корабли прикрывали их отход после выпол­нения боевой задачи.

Катера действовали в темное время суток с мак­симальным соблюдением мер скрытности, их РЛС работали в паузном режиме поочередно. Катер, на борту которого находился командир группы, вы­полнял функции флагмана.

Всего индийские катера выпустили 10 ракет. Из них 6 ракет поразили цели.

 825

Пакистанский эсминец «Khaibar» (б. английский «Fairfield») 

826

Пакистанский тральщик «Muhafiz» (б. американский AMS-138)

 

 

 

 

 

 

НАЗАД   СОДЕРЖАНИЕ  ВПЕРЕД