Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.

ТИПЫ РАКЕТНЫХ КАТЕРОВ

 

После того, как генеральный секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев в 1956 году авторитетно разъяснил со­ветским адмиралам и генералам, что современная война требует широкого применения ракет, они бы­стро прозрели и начали превращать в ракетоносцы все, что имелось под рукой.

Понятно, что высшее флотское начальство в связи с новыми задачами, поставленными «партией и правительством», не могло не обратить внимания на катера. Идея выглядела весьма заманчиво. Взять торпедный или сторожевой катер, поставить на него пару противокорабельных ракет, и тем самым при­дать ему силу если не крейсера, то хотя бы эсминца. Получится дешево и «очень сердито»: малые разме­ры + высокая скорость + значительная огневая мощь. Кроме того, такие катера можно за короткий срок наштамповать в огромном количестве.

Сказано — сделано. Уже 24 мая 1956 года инже­неры из ЦКБ-5 Министерства судостроительной про­мышленности (ныне Центральное морское конструк­торское бюро «Алмаз») получили приказ «ударными темпами» спроектировать ракетный катер. Сроки вы­полнения эскизного и технического проектов «на­чальство» установило на 1957 и 1958 годы.

Главным конструктором проекта был назначен Евгений Иванович Юхнин (1912-1999). Он избрал в качестве прототипа торпедный катер проекта 183 (тип «Большевик»), серийно строившийся с 1949 года.

Суть трансформации была очень проста. Корпус, двига­тели (4 дизеля М50Ф), основ­ные корабельные системы и устройства, носовая 25-мм артустановка остались без изменений. А вместо двух торпедных аппаратов и кор­мовой артустановки Юхнин разместил две пусковые уста­новки для противокорабель­ных ракет.

В качестве оружия ему предписали «свыше» исполь­зовать крылатую ракету П-15, созданную в филиале ОКБ- 155 (ныне КБ «Радуга») под руководством А.Я. Березня­ка и проходившую испытания.

Конечно, пришлось провести опыты, связанные с заменой торпедного вооружения на ракетное. Осо­бенно волновал всех вопрос о том, не загорится ли деревянный корпус катера от воздействия газовой струи двигателя ракеты во время старта. Была со­здана конструктивная защита, представлявшая со­бой композицию из прочной металлической оболоч­ки, эластичного поропласта, воздушного слоя и де­коративной зашивки.

По результатам полигонных испытаний, прове­денных с октября 1956 по август 1957 года, кон­структоры спроектировали пусковую установку. Ба­лочные направляющие длиной 2,75 м были жестко закреплены под углом 11,5 градуса.

Специально для испытаний ракет П-15 на заводе № 5 (бывший катеростроительный завод НКВД, ны­не «Алмаз») в 1957 году переоборудовали торпед­ный катер ТК-14 пр. 183. В отличие от серийных ка­теров, у него ракеты находились на открытых на­правляющих, без прикрытий ангарного типа. Второй катер (ТК-15) не имел ПУ, на нем установили лишь аппаратуру ракетного комплекса. По внутренним водным путям оба катера перешли на Черное море. Первый успешный пуск ракеты с катера состоялся 16   октября 1957 года.

Успех испытаний позволил высшему начальству принять решение о развертывании серийного строи-тельства катеров по проекту 183Р. Проект для серийного строительства был утвержден 6 августа 1957 года.

Катер получил систему уп­равления ракетным огнем «Клен», которую обеспечива­ла данными о целях РЛС «Рангоут». Функциями этой системы являлись прокладка боевого курса и удержание катера на курсе, определение времени полета ракеты, учет параметров бортовой и киле­вой качки.

По проекту, катер мог про­изводить пуск ракет при ско­рости хода от 15 до 30 узлов и волне до четырех баллов. Теоретически, дальность стрельбы составляла 40 км. Однако практически даль­ность обнаружения радиоло­катором «Рангоут» цели типа «эсминец» не превышала 13,5 миль (25 км).

Перезарядка пусковых ус­тановок производилась в ба­зе, при этом на одну ракету уходило до 30 минут.

Хотя ракетный комплекс П-15 был принят на вооруже­ние в 1960 году, серийное строительство катеров про­екта 183Р началось уже в де­кабре 1959 года. Экспери­ментальный катер ТК-14 пе­реименовали в Р-14. Он нахо­дился в строю до 1967 года.  

840

Катера проекта 183Р

 

 

 

 

 

НАЗАД   СОДЕРЖАНИЕ  ВПЕРЕД