Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.
Главная / Катера / РАКЕТНЫЕ КАТЕРА: ВЧЕРА И СЕГОДНЯ. А.Е. ТАРАС / Проект 205 «Цунами» (Код НАТО — «Osa I»)

Проект 205 «Цунами» (Код НАТО — «Osa I»)

 

Проект разработан в ЦКБ-18 «Алмаз». Главный конструктор Е.И. Юхнин. Головной катер Р-36 был заложен 1.07.1958 на заводе № 5, спущен в Об. 1959, вступил в строй в 12.1960 г.

172 (209) т /с дизелями М-503, М-503А/ или 184 (226) т /с дизелями М-504А/; корпус стальной; 37,5 х 7,6 х 1,8 м. Дизели 3 х 4000 л.с.; 3 вала; 40 уз­лов (дизели М-503, М-503А) или 38,5 узлов (дизели М-504Б); 800 миль на 30 узлах. Экипаж 26—28 чело­век (в зависимости от типа дизелей, М-503А или М- 504Б); автономность 5 суток.

Вооружение: 4 ПКР П-15 (4 х I), 4—30-мм автома­та АК-230 (2 х II; боекомплект 2000 выстрелов).

РЭВ: РЛС «Рангоут» (кругового обзора), МР-104 «Рысь» (управления огнем), «Никель» (опознания).

Всего построили 190 единиц: 68 на заводе № 5 (Ленинград) в 1960—66 гг.; 76 на заводе № 602 (Вла­дивосток) в 1962—73 гг.; 46 на заводе № 341 (Ры­бинск) в 1963—75 гг.

Е.И. Юхнин утверждал в одной из публикаций, что построили свыше 400 единиц, однако он имел в виду не только проект 205, но и 205У, а также их модифи­кации — сторожевые, противолодочные, опытовые катера. Это проекты 205А, 205К, 205Э, 205ЭТ (8 еди­ниц с носовым подводным крылом), 205М (на под­водных крыльях), 205МР, 2054, 205ЭР (экспортные).

С самого начала было ясно, что ударная мощь, мореходные качества и дальность плавания катера проекта 183Р оставляют желать много лучшего. По­этому, как только он был разработан, группа Юхнина начала проектировать новый ракетный катер.

В это время в ЦКБ-5 группа П.П. Гойнкиса проек­тировала новый большой торпедный катер. Юхнин решил взять за основу его корпус, силовую установ­ку и артиллерийское вооружение. Проект торпедно­го катера получил номер 206, а ракетного — 205.

Его вооружение усилили вдвое по сравнению с пр. 183Р: не две, а четыре ракеты; не одна, а две ар­тиллерийские установки, причем 30-мм. Мореход­ность улучшилась — пять бал­лов вместо трех. Дальность плавания выросла на 80%.

Но, несмотря на стремле­ние к полной унификации корпусов, корпус ракетонос­ца оказался длиннее корпуса торпедоносца на 2,9 метра (у катеров серии 205У — даже на 4 метра), шире на 86 санти­метров. Его водоизмещение возросло на 54 тонны по сравнению с пр. 183Р.

Корпус из высоколегиро­ванной стали Гойнкис по об­разцу трофейных «шнельботов» фирмы «Люрсен» сде­лал округлым в носовой час­ти, острым — в кормовой. Это значительно улучшило мореходность и маневрен­ность катера. В частности, стало возможным применять как торпедное, так и ракетное оружие на скорости до 30 уз­лов и при волне до 5 баллов.

На катерах пр. 205 ставили легкие компактные дизели М- 503 и М-503А. Каждый из трех дизелей имел привод на свой вал. Электричество (по­стоянный ток напряжением 220 в) вырабатывали три дизель-генератора.

851

 852

Катера проекта 205 «Цунами» (тип «Osa I»)

 

 

 

 

 

 

НАЗАД   СОДЕРЖАНИЕ  ВПЕРЕД