Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.

Управляемая авиабомба FX-1400

 

Эту управляемую противокорабельную бомбу с твердотопливным ракетным ускорителем сконструи­ровал инженер Макс Крамер (Max Kramer), работав­ший в фирме «Ruhrstahl A.G.». Она также известна под обозначениями SD-1400X, Х-1, «Fritz».

Проектно-конструкторские работы были начаты еще в 1938 году.

Длина бомбы 326 см, максимальный диаметр 56 см, размах крыльев (крестообразная схема) 135 см. Масса 1570 кг, в том числе масса заряда ВВ (аматол) — 320 кг.

Оптимальная высота сброса в диапазоне 5—7 км. Средняя скорость падения 244 м/сек (14,64 км/мин), максимальная, с работающим ускорите­лем — 287,5 м/сек (17,25 км/мин).

В первых моделях бомбы управление осущест­влялось по радио. Система управления: «Kehl/Strassburg» FuG-203 или FuG-230. 

650

Управляемая авиабомба FX-1400 

 

После того, как союзники начали ставить искус­ственные помехи для радиокоманд, Крамер изменил способ управления. Он использовал стальной про­вод диаметром 0,2 мм и длиной 8—10 км. Провод на­матывался на катушку, установленную либо в бомбе, либо в самолете-носителе. Для визуального наблю­дения за FX-1400 в ее хвостовой части находился дымовой трассер. Средняя точность попадания в квадрат с габаритами 5x5 метров составляла 50%.

С февраля 1942 года бомбы FX-1400 проходили войсковые испытания. Всего было изготовлено 1386 экземпляров. Из них более 100 немцы применили против конвоев и соединений боевых кораблей в Средиземном и Северном морях, в Атлантике, про­тив баз Мальта и Гибралтар. Самолетами-носителя­ми чаще всего были бомбардировщики Do-217E5.

Итак, немцам удалось уже к 1942 году создать высокоточное оружие, фактически — крылатую ра­кету авиационного базирования.

Наиболее известный случай успешного примене­ния FX-1400 — потопление 9 сентября 1943 года ита­льянского линкора «Roma» (45.485 т).

Этот новейший корабль, флагман итальянского флота, шел на Мальту во главе эскадры, состоявшей из двух линкоров, шести крейсеров и восьми эсмин­цев, чтобы сдаться там англичанам. В районе вос­точного побережья острова Сардиния корабли в 15.36 подверглись атаке 11 самолетов Do-217E5, стартовавших с аэродромов в Южной Франции. Каж­дый из них нес одну бомбу FX-1400. Сброс осущест­влялся с высоты 4—5 км.

В 15.41 одна бомба попала в центральную часть линкора, в одном метре от среза правого борта, под углом около 15 градусов к нормали. Она проби­ла две броневые палубы общей толщиной 157 мм (по другим данным, 232 мм), ряд переборок, кон­структивную подводную защиту, прошла навылет че­рез корпус и взорвалась под днищем корабля. В ре­зультате взрыва были затоплены четыре котельных отделения и одно машинное, а также ряд смежных с ними отсеков.

Через десять минут (в 15.51) вторая бомба под углом, близким к нормали, попала в палубу полуба­ка по левому борту, между второй башней ГК и носо­вой башней 152-мм орудий. Пробив две броневые палубы общей толщиной 207 мм, бомба взорвалась в носовом машинном отделении. Взрыв вызвал дето­нацию 152-мм снарядов в погребе, расположенном перед машинным отделением. От этого взрыва, в свою очередь, детонировали погреба обеих носо­вых башен главного калибра (около 700 тонн 380-мм снарядов и пороховых зарядов).

В результате второго взрыва корабль получил дифферент на нос и стал медленно погружаться. В 16.18 корпус переломился, после чего линкор бы­стро затонул. Погибли 1253 члена экипажа, а также командующий итальянским флотом адмирал Карло Бергамини. Спаслись лишь 190 человек.

Остальные 9 бомб упали мимо целей. Лишь один близкий разрыв бомбы вызвал повреждение рулево­го управления на линкоре «Littorio», но его удалось быстро устранить. 

651

Схема поражения линкора «Roma» управляемыми авиабомбами FX-1400.

 

 

Через два дня, 11 сентября, немецкие пилоты се­рьезно повредили такими же бомбами британский легкий крейсер «Uganda» (10.450 т), американские легкие крейсеры «Philadelphia» и «Savannah» (оба по 12.207 т). Бомба пробила корпус крейсера «Uganda» насквозь и взорвалась под кормовым ма­шинным отделением. Его турбины были разрушены, вышли из строя три гребных вала из четырех. Ре­монт занял 13 месяцев и 2 недели.

Еще через пять дней немцам удалось тяжело по­вредить британский линкор «Warspite» (36.450 т), стоявший на рейде порта Салерно. Одна бомба FX- 1400 взорвалась внутри корпуса корабля, другая — в воде рядом с ним. Как отмечают британские авто­ры, хотя линкор остался на плаву, полностью он вос­становлен не был, а в 1947 его сдали на слом.

 

 

 

 

НАЗАД   СОДЕРЖАНИЕ  ВПЕРЕД