Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.

Самолеты-снаряды V-1.

 

Этот «самолет-снаряд» фактически был первой «настоящей» крылатой ракетой. Его создали немцы в 1942 году и широко применяли в 1944—45 годы против целей на территории Англии, Голландии и Бельгии.

Прототип ракеты и двигателя сконструировали и в 1942 году испытали специалисты авиационной фирмы «Argus» под руководством Фрица Госслау (по другим данным, главным конструктором был Герхард Физелер).

Кодовое обозначение ракеты FZG-76, фабрич­ное Fi-103. После первого боевого применения 12—13 июня 1944 года германское командование и средства массовой пропаганды стали использо­вать еще и литерно-цифровое обозначение V-1 (Фау-1) — от слова «vergeltungswaffe» — «оружие возмездия».

ТТХ серийной ракеты Fi-103 А1 были таковы: дли­на 773 см (корпус 665 см); наибольший диаметр 82,5 см; размах крыла 533 см; стартовый вес 2,2 т; масса заряда ВВ 830 кг (по другим данным, 847 кг); маршевая скорость 160—180 м/сек (9,6—10,8 км/мин; 576—650 км/час); потолок в диапазоне 200—3000 м; дальность полета 250—280 км.

Фау-1 получилась относительно дешевой, техно­логичной в производстве, имела простой, дешевый и надежный реактивный двигатель 019-014 фирмы «Argus», несла мощный заряд ВВ, обладала значи­тельной дальностью полета.

Однако отсутствие надежной компактной элек­троники обусловило чрезвычайно низкую точность попадания: круг диаметром 13 км на дальности 100 км, круг диаметром 30 км на дальности 225 км.

В Фау-1 была применена инерционная система наведения, основанная на свойстве волчка неизмен­но сохранять направление своей оси в пространстве, которая с помощью рулей возвращала ракету на за­данный курс вскоре после отклонения. В головной части планера размещался автопилот типа «Askania»: он состоял из гироскопа, электронного компа­са и воздушного счетчика пройденной дистанции. Допустимые значения высоты полета устанавлива­лись по барометрическому высотомеру.

Ракету запускали в направлении цели, после чего ее курс не подвергался коррекции. После прохожде­ния предварительно рассчитанного расстояния счет­чик пути отключал двигатель и одновременно пода­вал команду на руль высоты — ракета переходила в пикирование. Фау-1 не могла поражать точечные, а тем более движущиеся цели. Поэтому ее применя­ли для нанесения ударов по крупным городам.

*    *  *

Запуск ракет в период с 12 июня до 5 сентября 1944 года производился с наземных стационарных установок на участке голландского побережья про­тяженностью около 100 км. К середине августа анг­личане сосредоточили в этом секторе своего побере­жья 1518 зенитных орудий, около 600 пусковых ус­тановок неуправляемых зенитных ракет, 2015 аэро­статов заграждения и 21 эскадрилью истребителей, осуществлявших круглосуточное патрулирование. Все это позволило им сбивать до 50% ракет Фау-1.

Тем не менее, за три месяца лета 1944 года с по­бережья Ла-Манша по Англии были выпущены 9017 крылатых ракет Фау-1. Из них 3262 (36%) преодоле­ли все рубежи ПВО, а 2340 (26%) упали в черте Лондона, уничтожив 21.393 человека и разрушив более 25.000 зда­ний. Кстати говоря, боеголов­ки этих ракет немцы снаряжа­ли взрывчаткой (аматол, поз­же — триален) чрезвычайно большой мощности. Если ра­кета падала в районе застрой­ки старых деревянных и кир­пичных зданий, то один взрыв уничтожал сразу целый квар­тал! В среднем, одна ракета разрушала 11 зданий.

После захвата союзника­ми большей части стартовых площадок, немцы переобору­довали в носители Фау-1 не­сколько десятков бомбарди­ровщиков Не-111, Ju-88, Ме-111, FW-200 «Kondor». Уже 16 сентября с самолетов бы­ли запущены первые 7 ракет. В дальнейшем Фау-1 широко применялись с воздушных но­сителей: до конца сентября 1944 года — 80 ракет; за пер­вые две недели октября — 69 ракет и т.д.

В сентябре 1944 — марте 1945 гг. по Англии с назем­ных пусковых установок нем­цы выпустили 1470 ракет, с самолетов — 1200. Из них преодолели рубежи ПВО 269 «наземных» ракет (18,3%) и 235 — «воздушных» (19,6%).

Кроме того, германское военное командование пере­ориентировало значительную часть ракетных батарей на удары по Антверпену (7687 пусков), Льежу (2775 пусков) и по городу Брасс (133 пус­ка). Всего по ним были выпу­щены 10.595 ракет!

Так как система ПВО этих городов весьма значительно уступала британской, резуль­тативность обстрелов оказа­лась намного выше, чем в от­ношении Лондона.

Общий итог — 22.282 бое­вых пусков, не считая опыт­ных, практических и демон­страционных.

Крылатая ракета заявила о себе как о перспективном виде оружия. Материальный ущерб, причиненный одной только Англии крылатыми ра­кетами Фау-1, в четыре раза превысил расходы на их раз­работку, производство, об­служивание и применение. 

672

Самолет-снаряд V-1 на пусковой установке.

 

 

 

 

 

НАЗАД   СОДЕРЖАНИЕ  ВПЕРЕД