Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.
Главная / Катера / РАКЕТНЫЕ КАТЕРА: ВЧЕРА И СЕГОДНЯ. А.Е. ТАРАС / Управляемые противокорабельные крылатые ракеты

Управляемые противокорабельные крылатые ракеты

 

Системы самонаведения ракет, обладающие до­статочной точностью для атаки малоразмерных дви­жущихся целей, появились лишь в конце 1950-х го­дов благодаря развитию электроники и вычисли­тельной техники.

Первым из осуществленных проектов такого ро­да стала система радиолокационного самонаведе­ния. Принцип ее действия сводится к следующему. В головной части ракеты находится приемник, реаги­рующий на отраженный от цели сигнал. При откло­нении от цели, за счет приемников, разнесенных по сторонам головной части, возникает сигнал рассо­гласования, управляющий горизонтальными рулями и направляющий ракету на корабль-цель.

Эта система наведения может быть активной (ко­гда излучающая РЛС размещена в самой ракете), полуактивной (когда цель облучается с корабля-носителя или вертолета) и пассивной (если ракета наво­дится по излучению — электромагнитному или теп­ловому, создаваемому целью). 

667

Аэродинамические схемы ПКР:

1 — нормальная; 2— «утка»; 3— крестообразная; 4— кольцеобразная.

 

Полуактивные (т.е. неавтономные) системы наве­дения предусматривают участие корабля-носителя в управлении ракетой до самой цели, что, безусловно, сковывает маневр самого носителя и подвергает его опасности ответного удара со стороны противника. Зато такие системы обладают большей устойчивос­тью против средств РЭБ.

Впервые крылатые ракеты класса «корабль—ко­рабль» (противокорабельные ракеты) с активной головкой самонаведения были ис­пытаны и приняты на вооружение в СССР.

На Западе поначалу попытались приспособить для вооружения катеров уже имевшиеся ракеты дру­гих классов. Например, в США на базе авиационной ракеты «Standard» ARM класса «воздух — корабль» был создан ее вариант класса «корабль—корабль»; в Италии аналогичную операцию проделали с амери­канской зенитной ракетой «Sparrow», превратив ее в «Sea Killer», и т.д.

Первыми западными противокорабельными ракетами специальной разработ­ки стали израильская «Gabriel» (1970 г.), норвеж­ская «Penguin» (1972 г.) и французская «Exocet» (1972 г.). Наиболее совершенной из них оказалась французская: ее приняли на вооружение флоты бо­лее чем 20 государств.

Второе поколение ПКР (середина 1970-х — нача­ло 1980-х гг.) отличалось от первого в основном но­вым типом двигателя — турбореактивным. Дело в том, что твердотопливные двигатели, несмотря на их дешевизну, имеют ряд недостатков. Главный из них — уменьшение силы тяги по мере выгорания топ­лива. Поэтому необходимость увеличения дальности полета ракет потребовала новых силовых установок.

Противокорабельные ракеты третьего поколения отличают­ся высокой точностью наведения на цель. При этом у них высокая устойчивость к воздействию электрон­ных помех, низкая отражающая способность корпу­са, сложная траектория и минимальная высота поле­та. Все это существенно затрудняет их обнаружение и уничтожение.

На вооружении ракетных катеров и малых ракет­ных кораблей (корветов) сегодня находятся ПКР примерно 15 типов, созданных фирмами Франции, США, Израиля, Италии, Норвегии, Швеции, СССР (России), Китая, Великобритании.

Подавляющее большинство катеров и корветов было вооружено, в разное время, ракетами «Exocet» (французскими), «Нагрооп» (американскими), П-15 (советскими, а также их китайскими аналогами).

 

 

 

 

 

НАЗАД   СОДЕРЖАНИЕ  ВПЕРЕД