Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.
Главная / Катера / РАКЕТНЫЕ КАТЕРА: ВЧЕРА И СЕГОДНЯ. А.Е. ТАРАС / Ракетные катера в составе флота Советского Союза и России

Ракетные катера в составе флота Советского Союза и России

 

Площадь СССР в 1987 году составляла 22 млн. 403 тыс. кв. км; население — 281,7 млн. чел.

ВМФ СССР в то время являлся вторым в мире (после США) по количеству и общему водоизмщению кораблей основных боевых классов (без кате­ров), по численности личного состава, морской авиа­ции, сил береговой обороны. Но все это осталось в прошлом.

Корабельный состав ВМФ России к 2005 году был таков: 58 атомных подводных лодок (27 ракет­ных, 24 торпедных, 7 вспомогательных), 25 дизель­ных подводных лодок, 1 авианосец, 3 атомных ра­кетных крейсера, 22 ракетных эсминца, 10 ракетных фрегатов (БПК), 37 ракетных корветов (МПК), 49 ра­кетных катеров (МРК), 13 сторожевых катеров, 86 минно-тральных судов, 24 десантных корабля, око­ло 130 десантных катеров (в том числе КВП), около 380 вспомогательных судов.

Кроме того, 16 речных мониторов, несколько со­тен пограничных катеров и портовых судов.

Формально, это огромная сила. Однако, по оцен­кам экспертов НАТО, от 50 до 70% боевых кораблей и катеров ВМФ России всех классов являются небо­способными. Многие из них уже по два — три десят­ка лет стоят на рейдах, либо у стенок, и плавать в от­крытом море, особенно в свежую погоду, физически не способны.

Кроме того, более двух третей вспомогательных судов спущены на воду в период с 1955 по 1985 год. Они плавают от 22 до 50 лет и практически полно­стью выработали свои ресурсы. Между тем, без обеспечения вспомогательными судами современ­ный флот вести боевые действия не в состоянии.

С 1997 года возобновилось строительство вспо­могательных судов, однако в год их закладывают не более 2—4 единиц. С боевыми кораблями дело об­стоит еще хуже.

Вопреки заявлениям официальной пропаганды, к 2012 году действующего флота «открытого моря» у России больше не будет. Максимум — одна эскад­ра для демонстрации флага. В этом может убедить­ся любой, кто возьмет в руки справочники и сам по­считает, когда были построены имеющиеся корабли и катера, сколько строится новых. А заодно примет во внимание отечественное качество постройки и ре­монта, отечественные методы эксплуатации судово­го состава, техническую обеспеченнность имеющих­ся баз. Чего стоит, например, 14-летняя эпопея стро­ительства атомохода «Северодвинск»!

Похоже, что высшее военно-политическое руко­водство России давно махнуло рукой на флот. Дес­кать, в современных войнах VI и VII поколений огромной континентальной державе он ни к чему. Достаточно иметь морскую пограничную охрану, чтобы ловить нарушителей границы и браконьеров. Тезис «кто владеет океаном, тот владеет миром» — явно не для русских. 

 

103 пр. 183Р (тип «Коmаг»)

 

За период с декабря 1959 по декабрь 1965 года на заводах в Ленинграде и Владивостоке построили 48 ракетных катеров и еще 54 переделали из ранее построенных торпедных. Итого — 103 единицы, вме­сте с опытовым катером Р-14.

Из них передали другим странам 90 единиц: Ки­таю — 20; Кубе — 18; Индонезии — 12; КНДР — 10; Сирии — 9; Алжиру — 6; Египту — 8; Вьетнаму — 4; Ираку — 3. 

1149

Опытовый катер Р-14 пр. 183Р

 

190 пр. 205 «Цунами» (тип «Osa I»)

 

Головной катер Р-36 всту­пил в строй в 12.1960.

Всего построили 190 еди­ниц: 68 на заводе № 5 (Ленин­град) в 1960—66 гг.; 76 на за­воде № 602 (Владивосток) в 1962—73 гг.; 46 на заводе № 341 (Рыбинск) в 1963-75 гг.

Были переданы другим странам 110 единиц. В том числе: ГДР — 15 (в 1962-71), Польше — 13 (в 1966— 67), КНДР — 16 (в 1968-83), Египту — 12 (в 1972- 73), Югославии — 10 (в 1965—69), Сирии — 8 (в 1966—83), Индии — 8 (в 1971), Румынии — 6 (в 1964-65), Ираку — 6 (в 1972-74), Кубе — 6 (в 1972—74), КНР — 4 (в 1960-е годы), Алжиру — 3 (в 1967), Болгарии — 3 (в 1970-71).

80 катеров, оставшихся в советском флоте, спи­сали в 1980—92 гг. 

1150

Катер пр. 205 «Цунами» (тип «Osa I»)

 

119 пр. 205У и 205МЭ (тип «Osa II»)

 

Головной катер серии Р-255 был сдан флоту в 1965 году. По этому проекту для ВМФ СССР было построено 32 катера.

Вариант 205МЭ (экспортный):

Завод «Вымпел» (бывший № 341) в Рыбинске по­строил в 1965—73 годах 87 единиц пр. 205МЭ для поставки иностранным флотам.

Переданы другим странам 87 единиц проекта 205МЭ и 10 единиц проекта 205У. В том числе: фло­там Кубы — 13 (в 1976—82), Ливии — 12 (в 1976—80), Сирии — 12 (в 1978—85), Алжира — 9 (в 1976—80), Ирака — 8 (в 1974—76), Индии — 8 (в 1976), Вьетнама — 8 (в 1979—81), Южного Йеме­на — 6 (в 1979—83), Анголы — 6 (в 1982—83), Фин­ляндии — 4 (в 1974—75), Эфиопии — 4 (в 1978—82), Болгарии — 3 (в 1982—84), Йемена — 2 (в 1982), Со­мали — 2 (в 1975).

К 2005 году из 22 советских катеров пр. 205У в строю не осталось ни одного. 

Итого военно-политическое руководство СССР передало иностранным флотам (в основном, бес­платно) 297 катеров проектов 183Р, 205, 205У, 205МЭ.

По странам это выглядит следующим образом: Куба — 37, Сирия — 29, КНДР — 26, КНР — 24, Египет — 20, Алжир — 18, Ирак — 17, Индия — 16, ГДР — 15, Польша —13, Ливия — 12, Индонезия — 12, Вьетнам — 12, Югославия — 10, Йемен и Южный Ймен — 8, Болгария — 6, Румыния — 6, Ангола — 6, Финляндия — 4, Эфиопия — 4, Сомали — 2.

 

18 пр. 1234 «Овод» (тип «Nanuchka I»)

 

«Бриз» (ТОФ), «Бора» (ЧФ), «Буря» (ЧФ), «Вихрь» (ТОФ), «Волна» (ЧФ), «Град» (БФ), «Гро­за» (ЧФ), «Гром» (ЧФ), «Зарница» (ЧФ), «Заря» (ЧФ), «Метель» (СФ), «Молния» (БФ), «Муссон» (ТОФ), «Радуга» (БФ), «Тайфун» (ТОФ), «Циклон» (ТОФ), «Шквал» (БФ), «Шторм» (БФ)

Построены в 1968—81 гг.

«Муссон» затонул 16.04.1987 в результате попа­дания ракеты на учениях.

Списаны: один в 1991 году («Буря»); два в 1992 («Бриз», «Гроза»); пять в 1994 («Бора», «Вихрь», «Град», «Гром», «Циклон»); три в 1995 («Радуга», «Тайфун», «Шквал»); два в 1996 («Волна», «Заря»); два в 1998 («Метель», «Шторм»); один в 2000 году («Молния»).

К 2005 году в строю остался только катер «Зар­ница» на Черном море.

  

10 пр. 1234Э (тип «Nanuchka II»)

 

В 1976—84 гг. завод «Алмаз» построил 10 кате­ров на экспорт: три для Алжира (б. МРК-21, 22, 23), три для Индии (б. Прибой I, Прилив I, Ураган I), четы­ре для Ливии (б. МРК-9, 15, 24, 25).

В отличие от катеров первой серии, они вместо 6 ракет П-120 «Малахит» несли 4 устаревшие ракеты П-15М «Термит»; получили устаревшие радиоэлек­тронные приборы.

 

20 пр. 1234.1 (тип «Nanuchka III»)

 

Были построены в 1976—92 годах в количестве 20 единиц. Головной в серии катер «Бурун» вступил встрой 30.12.1977. Последний в серии («Ливень») —11.02.1992.

«Айсберг» (СФ), «Бурун» (БФ), «Ветер» (СФ), «Гейзер» (БФ), «Зыбь» (БФ), «Иней» /б. «XX съезд ВЛКСМ»/ (ЧФ), «Ливень» (БФ), «Метеор» (БФ), «Мираж» (ЧФ), «Мороз» (ТОФ), «Пассат» (БФ), «Прибой» II (СФ), «Прилив» II (БФ), «Пурга» (ТОФ), «Разлив» (ТОФ), «Рассвет» (СФ), «Смерч» (ТОФ), «Туча» (СФ), «Ураган» II (СФ), «Штиль» /б. «Зыбь»/ (ЧФ).

Еще два катера остались недостроенными («Ко­реец», «Перекат»).

Сданы на слом: в 1995 («Ветер»); в 1998 («Иней», «Прибой», «Пурга»).

Остальные 16 к 2005 году находились в строю. 

1151

Катера пр. 1234.1 (тип «Nanuchka III»)

  

1 пр. 1234.7 (тип «Nanuchka IV»)

 

«Накат» (СФ) 

 

В строю с 30.12.1987. От­личается от серии своим ра­кетным и электронным воору­жением.

 

1 пр. 1240 «Ураган» (тип «Sarancha»)

 

МРК-5 

 

Экспериментальный ка­тер. Спущен в 1973. В составе БФс 30.12.1977.

В составе ЧФ с 24.11.1979 (41-й отдельная бригада ра­кетных катеров).

Списан в 1990 году, после поломки водомета. В 1992 го­ду затонул в Стрелецкой бух­те в результате пожара. Под­нят и сдан на слом.

  

14 пр. 206МР «Вихрь» (тип «Matka»)

 

ЧФ Р-15, Р-44, Р-161, Р-251, Р-260, Р-262, Р-265 БФ Р-24, Р-25, Р-27, Р-30, Р-50, Р-221, Р-254 Построены в 1976—83 гг. на заводе в Колпино.

Головной Р-24 вступил в строй в 1977 году.

Примечание: катер Р-44 (вступил встрой в 1978) в экс­периментальных целях полу­чил иное ракетное вооруже­ние: 8 ПКР Х-35 «Уран» (2 х IV). Кроме того, он имел не­которые отличия от серийных катеров по составу электрон­ного вооружения.

Построены в 1976—85 гг. Головной Р-5 был заложен в 1976, спущен 1978, вступил в строй в 1979. Был списан в 1992 и сдан на слом. 

1152

Катер пр. 206МР «Вихрь»

 

 

12 пр. 1241.1 (тип «Tarantul II»)

 

Р-5, Р-6, Р-42, Р-45, Р-54, Р-55 (позже Р-71), Р-69, Р-79, Р-101, Р-125, Р-255 (позже Р-26), Р-256 (позже Р-63).

 

22 пр. 1241Э (тип «Tarantul I»)

 

Построены в 1979—89 го­дах на экспорт в количестве 22 единиц.

Купили: Индия — 5, ГДР — 5, Польша — 4, Румы­ния — 3 (строились по заказу Ирака), Йемен — 2 (строи­лись по заказу Ирака), Вьет­нам — 2, Болгария — 1.

 

37 пр. 1241.1/2 (тип «Tarantul III»)

 

Построены в 1976—92 гг. Головной Р-46 заложен 21.03.1976, спущен в 05.1977, встроюс 04.1980.

Р-2, Р-11, Р-14, Р-18 (II), Р-19 (II), Р-20, Р-24, Р-27, Р-29, Р-46, Р-47, Р-60, Р-63, Р-66, Р-76, Р-83 (II), Р-85, Р-103, Р-109, Р-113, Р-158, Р-160, Р-187, Р-229, Р-230, Р-239, Р-240, Р-261, Р-291, Р-293, Р-297, Р-298, Р-334, Р-442

Катера Р-18, Р-19, Р-83 (первые) купила Индия; взамен их на тех же заводах построили другие с та­кими же номерами.

Катер Р-63 передан ВМФ Украины 1.08.1997. 

1153

Катер пр. 1241.1М (тип «Tarantul III»)  

 

Пр. 1241.8 (тип «Tarantul IV»)

 

По этому проекту завод «Вымпел» построил два катера для флота Вьетнама (сборка корпусов, мон­таж оборудования и вооружения осуществлены на вьетнамской верфи).

Кроме того, индусы сами построили четыре кате­ра данного проекта, однако с ЭУ западных фирм, и с электроникой смешанного происхождения.

 

2 пр. 1239 (тип «Dergach»)

 

МРК-17 «Самум»

МРК-27 «Бора»

Построены в 1987—92 гг. 

1154

Малый ракетный корабль «Бора» пр. 1239  





НАЗАД   СОДЕРЖАНИЕ  ВПЕРЕД