Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.

Действия катеров на море.

 Турецкий флот с первых дней войны обстрели­вал Поти, Гудауту, Очамчиры, Сухум и другие при­брежные пункты, занятые русскими войсками, не ожидая встретить в этих местах ни малейшего со­противления русского флота.

Между тем, лейтенант С.О. Макаров подал рапорт главному командиру портов, адмиралу Аркасу. Суть его идеи (оказавшейся, как мы увидим дальше, весь­ма живучей) заключалась в следующем.

Поскольку разъездные паровые катера обладают весьма незначительным запасом хода и низкой мо­реходностью, постольку следует превратить в транс­порт для них какой-нибудь быстроходный пароход. Он сможет доставлять катера прямо к вражескому рейду, а после атаки снова брать их на борт. Именно быстроходный корабль-база, способный доставлять катера к местам дислокации вражеских кораблей, был краеугольным камнем проекта Макарова.

Аркас поддержал молодого офицера и в декабре 1876 года дал ему пароход «Великий князь Констан­тин», развивавший ход 12,7 узлов (23,5 км/час), что тогда в самом деле считалось «быстрым ходом». Переоборудование этого грузопассажирского парохо­да РОПиТ (Российского общества пароходства и торговли), заняло около четырех месяцев. Помимо катеров, «Константин» получил собственную артил­лерию и 60-фунтовые шестовые торпеды. Впрочем, в начавшейся вскоре войне это вооружение бездей­ствовало, вся тяжесть борьбы с противником легла на катера.


21

Пароход «Великий князь Константин» и его катера (с гравюры Э. Даммюлера)

 22

Лейтенант С.О. Макаров (фото 1877 г.)

 

Ими были «Минер» (баркас со шхуны «Поляр­ная звезда»), «Наварин» (баркас с императорской яхты «Держава»), «Синоп» (бывший гидрографиче­ский катер) и «Чесма» (катер, построенный за заво­де Д.Ф. Берда). Экипаж парохода состоял из 5 офи­церов (считая командира) и 66 нижних чинов. Плюс к ним еще 12 нижних чинов для 4-х катеров (мине­ры, машинисты, кочегары).

Поскольку успех торпедной атаки всецело зави­сел от внезапности нападения и оперативности дей­ствий, «Великий князь Константин» получил ряд технических усовершенствований. Прежде всего, его оснастили специальными шлюпбалками с паро­выми лебедками, поднимавшими на борт четыре торпедных катера с полным вооружением и экипа­жами всего за семь минут. После атаки противника катера неминуемо должны были подвергнуться же­стокому обстрелу неприятельской артиллерии. Их шансы на спасение были тем выше, чем скорее они окажутся на борту транспорта-базы. Не менее важным вопросом, чем надежный спо­соб подъема/спуска, являлось форсирование под­готовки машин катеров к автономному плаванию. С этой целью машины сначала прогревали паром из котлов парохода, а потом заправляли их кипятком. В результате время на подготовку катеров к выходу в атаку сократилось с 2-х часов до 15 минут.

Чтобы обезопасить частые подъемы/спуски и по­высить мореходность катеров, Макаров предложил укладывать 12-метровые шесты в специальные ук­лючины вдоль бортов, как весла. С началом атаки шест выдвигался наклонно вперед (так, чтобы торпе­да находилась ниже поверхности воды) посредством системы рычагов. Для приведения шеста в боевое положение требовались усилия двух-трех человек.

Но позже их заменили одним носовым металли­ческим шестом. Четыре котельные дымогарные трубки (каждая длиной 2 метра), вставленные одна в другую, проходили через бугель, укрепленный на форштевне катера. С наружного конца последней трубки надевался взрыватель ударного действия, а снизу к ней подвешивалась торпеда. Внутрений ко­нец шеста привязывали стропой к поперечному креп­лению внутри корпуса катера.

Эта конструкция оказалась настолько удобной, простой и надежной, что вскоре ее использовали на многочисленных миноносках, построенных в России в 1878-79 гг.

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД