Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.

Катера фирмы «British Power Boat».

 

В 1935 году фирма «British Power Boat Company» (далее — «ВРВ») в Саутгемптоне, специализировав­шаяся на создании спортивных и прогулочных кате­ров, во главе которой стоял талантливый руководи­тель Хуберт Скотт-Пэйн (Hubert Scott-Paine; 1891 — 1954), сумела заинтересовать адмиралтейство проектом 60-футового (18,3 м) торпедного катера, разработанным за ее счет.

Этот человек сыграл важную роль в создании торпедных катеров нового типа в Великобритании и в США. Поэтому имеет смысл сказать о нем несколь­ко слов.

Его отец владел фабрикой скобяных изделий в Шорхеме (графство Сассекс). Уже в молодые годы Хуберт выделялся не только рыжей шевелюрой, но и такими достоинствами как предприимчивость, орга­низаторские и коммерческие способности. Еще он обладал феноменальным техническим чутьем. Он окончил лишь школу, однако не только умел видеть главное в любом проекте, но и указывал дипломиро­ванным инженерам наиболее рациональные пути ре­шения технических проблем.

В 1916 году, когда ему бы­ло 25 лет, известный пред­приниматель Пембертон-Биллинг (Pemberton-Biiling) сде­лал его управляющим своего завода по производству гид­росамолетов «Supermarine Aviation Works». В 1920 году этот завод перешел в соб­ственность Скотт-Пэйна, а в 1923-м он выгодно его про­дал. Таким образом, семь лет подряд «Red-Hot» (так звали Хуберта друзья) успешно строил летательные аппараты и, к тому же, сам много летал на них. Несколько построен­ных им гидропланов стали по­бедителями ряда престижных соревнований. Именно тогда он установил тесные деловые и личные связи с моторостро­ительной фирмой «Napier».

В 1927 году, после четы­рех лет работы директором авиакомпании «Imperial Air­ways», Скотт-Пэйн учредил фирму «British Power Boat».

Здесь он строил гоночные катера-глиссеры, а также лю­бые другие — какие желал заказчик. Два самых знаменитых среди них, это «Miss England I» и «Miss England II», построенные по проекту инженера Фреда Купера (Fred Cooper). До редана их корпуса были остроскулыми, а даль­ше — плоскими.

Первый катер длиной 8,4 метра получйл мотор «Napier-Lion» мощностью 930 л.с. В 1929 году изве­стный английский гонщик Сигрейв (Segrave) на гон­ках в Венеции достиг на нем скорости 79,8 узла!

Второй катер был длиннее (11 м) и тяжелее, но и его мотор обладал значительно большей мощнос­тью. В 1930 году он установил мировой рекорд ско­рости для моторных катеров — 85,7 узла (158,7 км/час)! Правда, в одном из заездов катер разломился, Сигрейв и его механик погибли.

Как уже сказано, британский флот довольно дол­го игнорировал вопросы создания торпедных и про­тиволодочных катеров. Зато королевские ВВС (Royal Air Force RAF) остро нуждались в мореходных быстроходных катерах. Они требовались для обслу­живания многочисленных гидросамолетов, а также для спасения пилотов и пассажиров летательных ап­паратов, потерпевших аварию над морем.

 

169

Хуберт Скотт-Пэйн (впереди) на катере «Miss England I» (фото 1928 г.)

  

И вот в 1930 году Скотт-Пэйн предложил коман­дованию британской морской авиации испытать по­строенный им катер. К тому моменту Фред Купер разругался со своим рыжеволосым вспыльчивым ше­фом и перешел в фирму «Vosper». Но в проекте спа­сательного катера ASRL (air/sea rescue launch) явно виден его дизайн.

 

170

64-футовый катер типа ASRL, построенный Скотт-Пэйном (1936 г.)

 

Килевой катер без редана был с V-образным раз­валом бортов по всему корпусу и с плоской кормой. Он развивал значительно меньшую скорость, чем глиссеры, зато обладал неплохими мореходными ка­чествами. На полном ходу его нос приподнимался над водой, но не настолько, чтобы днище ежесе­кундно сотрясалось от ударов волн. Командование заказало Скотт-Пэйну 18 таких катеров (длина 11,3 м; два мотора фирмы «Meadows» по 100 л.с.; скорость 23 узла).

В 1934 году командование морской авиации ре­шило, что ему требуются еще более крупные и море­ходные катера. Наибольшее доверие при выборе ис­полнителей заказа авиаторы испытывали к Скотт- Пэйну. Еще бы, сам летчик и строитель гидросамоле­тов. Он его и получил.

Уже в феврале 1936 года на испытания вышел но­вый катер ASRL. Его длина была 19,5 м (64 фута). Силовая установка состояла из трех моторов «Napier-Lion» по 500 л.с. Расчетная дальность плава­ния —500 миль на 32 узлах или 800 миль экономиче­ским ходом. Испытания прототипа показали, что максимальная скорость в тихую погоду достигала 37 узлов. Катер уверенно держался на 6-бальной волне. Он имел закрытую рубку и каюту, укрывавшие эки­паж судна и спасенных летчиков от непогоды. Сидя­чими местами были обеспечены 22 человека! Автономность равнялась двум суткам.

По этому проекту фирма «British Power Boat» построи­ла для RAF две серии катеров ASRL. В 1936—40 гг. первую серию — 22 катера длиной 64 фута (19,5 м). А в 1940—42 гг. еще 100 таких же катеров, но длиной 63 фута (19,2 м). Все они с 1940 года вооружа­лись двумя 7,72-мм пулемета­ми «Lewis».

Элементарная арифмети­ка показывает, что фирма «Napier» поставила для них 366 двигателей, не считая за­пасных моторов и запасных частей. Хуберт Скотт-Пэйн совершенно правильно пола­гал, что процветание друзей является залогом его соб­ственного процветания!

 

 

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД