Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.
Главная / Катера / ИСТОРИЯ ТОРПЕДНЫХ КАТЕРОВ А.Е. ТАРАС / Развитие катеров типа «Vosper» во время войны.

Развитие катеров типа «Vosper» во время войны.

 

Опыт боевых действий и различные обстоятельст­ва вынуждали вносить изменения в конструкцию этих катеров.

Корпус. Имелись проблемы, поскольку корпус оставался недостаточно прочным. Так, Холт писал:

«Если у катера имеется достаточно мощный дви­гатель и он может развивать большую скорость, то человеческая натура — особенно натура молодых людей — заставляет экипаж дать полный газ и мчаться по волнам на предельной скорости, невзи­рая на погодные условия. Даже имея прочный кор­пус, всегда можно разбить вдребезги катер типа МТВ, если дать полные обороты и вести судно пря­мо на крутые волны.

Однако после изучения всех подобных случаев непрофессионального вождения, выяснилось, что все же большую часть повреждений корпуса следу­ет приписать конструктивным недоработкам и пло­хому пониманию конструкторами разрушительной силы скоростного вождения. Поэтому конструкцию корпуса приходилось постоянно усиливать»*.

Двигатели. Как уже сказано, до войны у англи­чан не было своего мощного, высокооборотного и легкого морского двигателя. Исключение составлял бензиновый мотор фирмы «Thornycroft». Поэтому стандартным двигателем для катеров являлся до войны надежный итальянский бензиновый мотор «Isotta-Fraschini Asso-ЮОО» мощностью 1100— 1200 л.с. Но с июня 1940 года он стал недоступен. Поэтому пришлось использовать имевшиеся в нали­чии слабые (600 л.с.) бензиновые моторы фирмы «Hall-Scott». Увы, с ними скорость катеров падала до 25 узлов.

Проблема двигателей была решена лишь тогда, когда из США стали поступать в большом количест­ве бензиновые моторы фирмы «Packard» мощнос­тью 1200 л.с. Позже с помощью наддува их мощ­ность довели до 1350 л.с. С 1941 года именно они стали стандартными для британских катеров. Короб­ку передач ставили ту, которая имелась в наличии.

Двигатели «Ford V8» для экономического хода и подкрадывания в военное время не использовались. Боевой опыт показал, что возникают трудности с бы­стрым переключением на главные двигатели, когда требовалось резкое ускорение.

В то же время шумные бензиновые моторы за­трудняли ночные атаки или вообще срывали их, ибо враг прекрасно слышал этот шум. Проблему удалось решить только после 1943 года, когда были созданы эффективные глушители.

Водоизмещение. Боевые задачи очень быстро потребовали установки радаров и дополнительного вооружения, увеличения запасов горючего, боепри­пасов и т.п. Из-за этого в годы войны полное водоиз­мещение 72-футовых МТВ возросло на 10 тонн, но вызванное этим снижение скорости удалось лик­видировать путем увеличения мощности моторов «Паккард».

Вооружение. Довоенные 7,72-мм пулеметы фир­мы «Льюис» (Lewis) оказались слишком слабым ору­жием как против самолетов, так и против германских торпедных катеров. Пришлось срочно ставить спа­ренные 12,7-мм пулеметы (английские «Vickers», американские «Browning» и «Colt») и 20-мм автома­ты «Oerlikon», а затем 40-мм и 57-мм пушки. Увели­чение калибра и числа стволов постепенно преврати­ло торпедные катера (МТВ) в торпедно-артиллерий­ские катера двойного назначения (MTB/MGB).

Артиллерийские катера. Боевые действия по­казали, что английские МТВ уступают немецким ка­терам в мореходных качествах, а их пулеметы не мо­гут противостоять огню 20-мм пушек. Холт пишет:

«Катера противника были практически неуязви­мы для торпедных атак, поэтому оснащение каждо­го нашего катера автоматическими пушками стало делом большой важности».

В 1940 году адмиралтейство решило переделать в канонерки (MGB) половину имевшихся катеров ПЛО (МА/SB), хотя при этом возникли трудности с размещением дополнительного вооружения на ма­лых легких судах. Эти переделки продолжались до начала 1942 года.

Что касается состава вооружения, то пришлось обходиться тем, что имелось под рукой. Именно по­этому возникли столь существенные различия в во­оружении катеров одного и того же типа. Но отнюдь не каждая комбинация оказалась удачной. Вот поче­му в том же 1940 году было принято решение о стро­ительство специальных артиллерийских катеров.

 

См.: Holt W.J. Coastal Force Design. В сборнике «Transactions of the Institution of Naval Architects», 1947.

 

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД