Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.

Действия катеров на море ч.3.

Третья атака

 

В июле пароход «В.К. Константин» впервые вы­шел в крейсерство с торпедами. Одна размещалась в подкильной трубе катера «Чесма», другая — на плотике, поднятом на шлюпбалках лодки-четверки. Но во время шторма в районе Ялты плотик сорвался, торпеда утонула. Из второй торпеды при спуске «Чесмы» на воду случайно выпустили сжатый водух.

С 3 августа 1877 года турецкий броненосец «Assari Shevket» обстреливал узкую тропинку возле бе­рега, по которой наступал отряд русских войск под командование полковника Б.М. Шелковникова. На­чальник отряда обратился по телеграфу в Севасто­поль за помощью. Ночью 6 августа в этот район при­был пароход «Константин» и спустил на воду свои катера для атаки броненосца. Однако в темноте и ту­мане они не смогли обнаружить цель.

На рассвете 7 августа пароход смело направился к броненосцу. Турки не устояли от соблазна и, забыв о своей задаче, устремились в погоню за ним. Мака­ров, используя преимущество в скорости, около трех часов уводил турка все дальше от берега, пока нале­тевший шквал с дождем не разлучил противников. Тем временем русский отряд на берегу благополуч­но преодолел опасный участок.

После этого Макаров решил атаковать турецкие корабли на рейде Сухума. Выйдя из Новороссийска вечером 10 августа, лейтенант Макаров на другой день в 22 часа подошел к Сухуму на расстояние око­ло 6 миль и тотчас спустил катера. Вследствие утра­ты самодвижущихся торпед, они были по-прежнему вооружены «крылатками» и шестовыми торпедами.

Двумя колоннами они направились к броненосцу «Assari Shevket» (2047 т), стоявшему ближе других кораблей и, к тому же, принимавшему с берега де­сант. Была ночь полного лунного затмения. Когда оно началось (в 2.45) катера находились уже на рей­де, ярко освещенном пожаром в городе и разведен­ными на берегу кострами.

Атаку начали катера левой колонны «Синоп» (лейтенант Писаревский) и «Наварин» (лейтенант Вишневецкий). Они взорвали свои правые «крылат­ки» у правого же борта броненосца. Вслед за ними взорвал свою торпеду «Минер» (мичман Нельсон-Гирст), но уже на некотором удалении от борта цели. Тор­педный буксир катера «Чес­ма» запутался в обломках разбитого трапа с броненос­ца. Лейтенанту Зацаренному пришлось обрубить его. Чубинский писал:

«Катера подошли к рейду и, как только началось затмение, вошли на рейд, освещавшийся пожаром госпиталя и больши­ми кострами. На рейде нашли только одного броненосца, ти­па «Шефкет».

27

Броненосец «Assari Shevket».

 

Лейтенант Зацаренный послал все катера в ата­ку к правому борту броненосца. Катера смело по­шли вперед в линию кильватера, ведя за собой кры­латые мины. Вслед за окликом неприятель открыл ружейный и пушечный огонь, а с берега посыпалась туча пуль и картечей.

Первым шел и взорвал мину катер «Синоп», вто­рым «Наварин», третьим «Минер». Лейтенант Заца­ренный на катере «Чесма», кинувшись вслед за ка­терами, чтобы помочь, кому нужно, попал в кучу об­ломков и громадное волнение от взрывов, но благо­получно выпутался.

Во время атаки катер «Синоп» сцепился с греб­ным катером, стоявшим у борта; произошла руко­пашная схватка. Турки дра­лись веслами и пробили лейтенанту Писаревскому голову, а отпорным крюч­ком почти стащили его в во­ду. Но бравая команда спасла своего лейтенанта и меткими выстрелами от­билась от неприятеля.

Через пять минут после начала атаки все катера бы­ли уже далеко от броненос­ца и, согласно приказанию командира парохода, не дожидаясь результатов действия своих мин, возвратились на пароход при громких криках «ура» на катерах и пароходах.

Все три взрыва были очень хороши. Из них взрыв (мины) катера «Синоп» поднял столб черной воды, вероятно, пришелся к угольной яме. Взрыв (мины) катера «Наварин» сильно раскачал бронено­сец. Взрыв катера «Минер», был, по выражению Ма­карова, глубокий, весьма чувствительный взрыв»...

По рапорту Зацаренного, командовавшего отря­дом, целью атаки являлся броненосец «Ассари Шевкет», стоявший не на рейде, как пишет Чубинский, но возле самого берега на швартовых. После трех взрывов он не затонул, а из-за мелководья только сел на дно.

Однако в действительности турецкий корабль по­лучил лишь легкие повреждения. Исправив их, он уже через неделю (20 августа) ушел из Сухума в Кон­стантинополь.

Неудача объясняется тем, что подведение букси­руемых торпед точно под днище вражеского кораб­ля оказалось весьма трудным делом. Вместо этого приходилось взрывать торпеды, поставленные на до­вольно значительное углубление, возле борта, т.е. на некотором удалении от цели. Соответственно, разрушения даже от трех взрывов оказались незна­чительными.

 

Четвертая атака

 

Первую попытку боевого применения торпеды Уайтхеда осуществили англичане. 20 мая 1877 года, во время конфликта с Перу, британский броненос­ный фрегат «Shah» (6350 т) выпустил одну торпеду в перуанский монитор «Huascar» (2060 т) с дистан­ции 400 ярдов (366 м), но промахнулся.

Через 7 месяцев русские впервые попытались «потопить турка» ударом «электрического ската». Это было в ночь с 15 на 16 декабря 1877 года на рей­де Батума. Целью, как думали русские моряки, яв­лялся батарейный броненосец «Mahmudieh» (6400 т).

28 Броненосец «Mahmudieh»

 

В одной миле от берега Макаров отправил в ата­ку катера «Чесма» (лейтенант И.М. Зацаренный), «Синоп» (лейтенант Ф.Ф. Щешинский), «Наварин» (лейтенант Ф.Ф. Вишневецкий), «Сухум-Кале» (б. «Минер»; мичман В.Ф. Нельсон-Гирст). Первые два были вооружены самодвижущимися торпедами Уайтхеда. У «Чесмы» торпеда находилась в трубе под килем, у «Синопа» — на особом плотике, букси­руемом вслед за катером. Оба других катера попрежнему несли «крылатки».

Ночь была темная. С дистанции 50—60 метров сначала «Чесма», а затем «Синоп» выпустили свои торпеды по видневшемуся «темному силуэту броне­носца с тремя мачтами». Увы! Как выяснилось поз­же, русские моряки в густой темноте приняли три корабля, стоявших носом к середине рейда, кормой к берегу, за броненосец «Махмудие».

Одна торпеда попала в якорную цепь. От удара ее зарядное отделение отвалилось и взорвалось на грунте, не причинив туркам вреда. Остальной кор­пус выскочил на берег. Вторая торпеда прошла меж­ду кораблями и выскочила на берег. Утром ее на­шли турки. Но Макаров, получивший соответствую­щий рапорт от командиров катеров и, вдобавок, слы­шавший взрыв, вернувшись в Севастополь, доложил о «повреждении броненосного фрегата «Махму­дие». Затем русские газеты вообще «утопили» этот корабль. Позже лейтенант Зацаренный написал:

«Во всяком случае, эта неудача давала нам пра­во еще более заняться миной Уайтхеда и снова по­пытаться атаковать ею».

29

Лейтенант И.М. Зацаренный

 

Пятая атака, историческая

 

Она произошла в самом конце войны, за две не­дели до прекращения боевых действий. Вечером 13 января 1878 года к Батуму подошел пароход «Вели­кий князь Константин». В 23.20 он спустил на воду катера «Чесма» (лейтенант Зацаренный) и «Синоп» (лейтенант Щешинский). Командир парохода С.О. Макаров, только что произведенный в капитаны 2 ранга, приказал им атаковать противника самодвижущимися торпедами Уайтхеда.

Из рапорта Зацаренного:

«Я дал самый малый ход и с расстояния 40 или 30 сажен (85—64 м) выстрелил миной Уайтхеда, в то же время и лейтенант Щешинский пустил свою ми­ну. Последовали одновременно два взрыва в пра­вый борт, мой — по направлению грот-мачты, а Щешинского правее, поднялся высокий и широкий чер­ный столб воды в полмачты, послышался страшный треск, и пароход, накренившись на правую сторону, через минуту совершенно скрылся под водой. А за­тем и мачт не стало видно, и только большой круг обломков указывал место его гибели; дружное «ура» с катеров известило неприятельскую эскадру о потоплении ее сторожевого парохода».

Впрочем, на самом деле взорвалась только одна торпеда — первая, но и ее оказалось достаточно, чтобы пароход «Интикбах» (Intikbach) пошел на дно. Этот «пароход» являлся деревянной канонеркой с паровой машиной и гребным винтом, водоизмеще­нием 163 тонны, спущенной на воду в 1867 году в Стамбуле. Ее вооружение составляли два орудия калибра 102 мм и одно — калибра 57 мм. Из 35 чле­нов экипажа погибли 23*.

30

Потопление канонерки «Интибах» на батумском рейде (с картины Л.Ф. Лагорио)

 

В дореволюционных и советских публикациях «Интикбах» упорно называли посыльным судно (ави­зо), а водоизмещение увеличивали до 600—700 тонн. Тем не менее, гибель даже малой канонерки дей­ствительно стала историческим событием. Впервые боевой корабль был потоплен самодвижущейся тор­педой!

Заодно следует отметить, что бывший командую­щий турецким флотом Гобарт-паша (англичанин на турецкой службе) уже после войны заявил, что ни один турецкий корабль не был потоплен в Батуме той ночью. Однако, как отмечают даже британские авторы, доверия его мемуары не вызывают, так как их главной целью являлась попытка объяснения при­чин полного провала им всей кампании.

Таким образом, в ходе войны русские катера предприняли 8 торпедных атак: 3 — шестовыми тор­педами, 3 — буксируемыми, 2 — самодвижущимися. Эти атаки сыграли свою роль, турецкий флот, несмо­тря на значительный перевес в силах, фактически от­казался от наступательных действий. Однако они же наглядно показали бесперспективность боевого при­менения шестовых и буксируемых торпед. Стало яс­но, что будущее есть только у самодвижущихся под­водных снарядов.

 

* Вторая торпеда, ударившись в борт канонерки, не взорвалась, а отклонилась вниз и зарылась в донный ил.

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД