Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.
Главная / Катера / ИСТОРИЯ ТОРПЕДНЫХ КАТЕРОВ А.Е. ТАРАС / Торпедно-артиллерийские катера фирмы «Camper & Nicholson» типа MTB/MGB-501.

Торпедно-артиллерийские катера фирмы «Camper & Nicholson» типа MTB/MGB-501.

 

Еще до войны, осенью 1938 года, верфь «Camper & Nicholson» в Госпорте получила заказ адмиралтей­ства на разработку проекта и постройку эксперимен­тального дизельного торпед­ного катера дальнего дей­ствия МТВ-501.

По проекту, три дизель-мотора фирмы «Davey-Paxman» по 1200 л.с. (к тому мо­менту тоже находившиеся в стадии разработки) должны были обеспечить ему ско­рость до 37 узлов при полном водоизмещении 95 тонн. Кор­пус с округлым днищем (33,53 х 5,94 х 1,24 м) пред­ставлял собой композитную конструкцию (набор сталь­ной, обшивка и палуба дере­вянные, двойная диагональ).

Нормальный запас горючего составлял 13600 ли­тров, но для дальних походов предусматривалось его увеличение еще на 9000 литров. Экипаж должен был составить 21 человек.

Вооружение планировалось следующее: два оди­нарных 20-мм автомата «Эрликон» (на баке и в кор­ме), четыре 7,72-мм пулемета «Льюис» в двух спа­ренных установках, два 533-мм трубных торпедных аппарата, прибор «Asdic» (гидролокатор) и 12 глу­бинных бомб.

 214

Но пока шло проектирование, а затем строитель­ство, началась война, требования флота серьезно изменились. Прежде всего, потребовалось усилить артиллерийское вооружение, благо водоизмещение и габариты позволяли сделать это. Этот катер завер­шили уже как канонерку (MGB). Он получил одно 57-мм орудие, один 20-мм автомат, четыре 12,7-мм пулемета (две спаренные установки), два 533-мм трубных торпедных аппарата.

Вместо дизелей «Рахman», все еще не доведен­ных до нужной кондиции, установили американские бензиновые моторы «Packard» по 1200 л.с. На ис­пытаниях катер развил ско­рость 30,3 узла при водоиз­мещении 96,5 тонн с расчет­ной осадкой.

Еще 8 почти таких же ка­теров верфь «Camper & Ni­cholson» строила с весны 1940 года по заказу Турции, размещенному до сентября 1939 года*. Разумеется, ад­миралтейство вскоре рекви­зировало эти суда.

При этом оно решило пре­вратить пять катеров в преры­ватели блокады, для перевоз­ки стратегических грузов между портами юго-восточ­ной Англии и шведским пор­том Гётеборг. Жилые поме­щения переоборудовали в два грузовых трюма, а эки­паж разместили в палубной надстройке. Эти прерыватели получили названия «Hope- well», «Gay Viking», «Gay Cor­sair», «Master Standfast» и «Nonsuch».

С грузом 45 тонн они раз­вивали скорость 20 узлов, без груза — 23 узла. Артилле­рийское вооружение оста­лось проектным: два 20-мм «эрликона» (2 х I) и четыре 7.72-мм  пулеметов (2 х II). От торпедных аппаратов и лотков для глубинных бомб пришлось отказаться.

Остальные три катера до­строили как канонерки MGB-502, 503, 509. Они были на 7 футов длиннее и немного более узкие(размеры корпу­са 35,74 х 5,82 х 1,30 м), чем прототип (MGB-501). Их пол­ное водоизмещение состави­ло 113 тонн. Силовая установ­ка включала три дизеля «Davey Рахтап» по 1000 л.с. Вследствие недостаточной мощности двигателей и отно­сительно малого числа обо­ротов вала, скорость полного хода не превышала 28 узлов.

Вооружение первых двух: одна 57-мм пушка, один 40-мм автомат «Bofors», че­тыре 20-мм автомата «Оег- likon» (2 х II), две глубинные бомбы.

Вооружение третьего (MGB-509): два 57-мм орудия (одинарные), два 20-мм авто­мата (одинарные), четыре 12,7-мм (2 х II) и четыре

7.72-мм  пулемета (2 х II), две глубинные бомбы. Все три ка­тера несли по два 533-мм трубных торпедных аппарата. 

215

MGB-501 (фото 1941 г.).

 

 

* Командование турецкого флота планировало, что они займут в их флоте место отсут­ствующих миноносцев.

 

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД