Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.
Главная / Катера / ИСТОРИЯ ТОРПЕДНЫХ КАТЕРОВ А.Е. ТАРАС / Универсальные катера типа «Fairmile B».

Универсальные катера типа «Fairmile B».

 

Испытания моделей в опытовом бассейне пока­зали, что хороших мореходных качеств и приемле­мых показателей сопротивления воды на полном хо­ду следует ожидать от корпусов с округлым днищем. Новый проект (серия «В») разработал технический департамент адмиралтейства.

Поначалу предполагалось ставить на катера вто­рой серии (размеры корпуса 34,75 х 5,59 х 1,45 м) по три бензиновых мотора «Hall-Scott» по 550 л.с., что обеспечило бы им скорость до 24 узлов. Но по­скольку этих американских двигателей не хватало, а иметь много относительно тихоходных судов было важнее, чем немного скоростных, решили ставить на катера серии «В» лишь два таких мотора. Зато мож­но было оснастить ими за счет экономии на 50% больше катеров.

При полном водоизмещении 76 тонн (нормаль­ное 65 тонн) они развивали, в среднем, 17—18 уз­лов. Запас бензина (10500 литров) обеспечивал дальность плавания 600 миль полным ходом либо 1500 миль на 12 узлах. Все катера могли брать на верхнюю палубу дополнительные топливные баки (еще 12000 литров), что позволяло им пересекать моря своим ходом. Экипаж насчитывал 2 офицера и

14   матросов. Вооружение: одна 57-мм пушка, один 20-мм автомат, четыре 7,72-мм пулемета (2 х II), 12 глубинных бомб и прибор «Asdic».

Из-за нехватки малых боевых судов и решения строить катера серии «В» в большом количестве, все эти катера снабжали стальны­ми полосами на верхней палу­бе, в которых были продела­ны отверстия и выемки.

Они позволяли крепить металлические плиты, слу­жившие опорой для разного оружия (торпедных аппара­тов, бомбометов глубинных бомб, рельсов для постанов­ки мин и т.п.)

Каждый катер не только мог нести разнообразное во­оружение, но также был при­годен для быстрого переобо­рудования в иных целях. Так, на первые 50 катеров серии «В» поставили по два 457-мм трубных торпедных аппарата с полученных от США старых эсминцев. Это сделали в свя­зи с тем, что летом 1940 года ожидалось вторжение про­тивника на Британские остро­ва. Позже торпедные аппара­ты с них сняли. 20 катеров снабдили так­же акустическими тралами для очистки мелководья от акустических мин,а несколь­ко катеров получили специ­альные генераторы и кабели для траления магнитных мин. Другие катера оборудовали для постановки минных за­граждений, спасательных работ, охраны конвоев и постановки дымовых завес. 

221

Несколько катеров использовались в качестве лоцманских в ходе десантных операций (в Сен-Назере в 1942 году, в Нормандии в 1944 году). С этой це­лью они получили дополнительное навигационное оборудование и средства связи. В конце 1944 года ряд катеров превратили в малые госпитальные суда. В декабре того же года некоторые катера для Даль­него Востока сделали канонерками, поскольку они были гораздо дешевле в постройке и проще в обслу­живании, чем конструктивно более сложные MGB/MTB. Их днища защищала от морских древо­точцев медная обшивка.

Катера серии «В» обладали замечательными мо­реходными качествами. Так, флотилия в составе восьми катеров совершила переход из Англии в Вест-Индию (к острову Тринидад) через Исландию, Гренландию, Ньюфаундленд и вдоль побережья США. Другая флотилия проделала путь в Индию че­рез Гибралтар, Суэцкий канал и Аден. Катера этого типа, построенные в Южной Африке, совершали походы без всякого сопровождения в Персидский залив и в Индию.

Самым крупным их недо­статком были бензиновые мо­торы. Несколько катеров по­гибли от взрывов и пожаров, вызванных воспламенением паров бензина.

 

222

Катер ML-117 (Fairmile-B).

 

На десятках верфей в са­мой Британии и на террито­рии Британской империи (Ав­стралия, Бермуды, Бирма, Гонконг, Египет, Индия, Кана­да, Новая Зеландия, Синга­пур, Танганьика, ЮАС, Ямай­ка), в том числе на таких, ко­торых давно уже нет, были собраны 672 катера «Fairmaile» серии «В». Вот их но­мера: ML-112—311, 336—500, 511—600, 801—933, 4001—4004, 050—129. 

Но производство деталей-заготовок было сосредоточено почти исключительно в Лондоне. Только канадские катера собирали из канадских полуфабрикатов. Все это следует считать грандиозным достижением, особенно если учесть, что до 1940 года ни один катер таким методом не строили. Многие из них пополнили флоты британских доминионов: Канады (ML-050—129), Австралии (ML-801—827), Индии (ML-390, 391, 412-421, 436—441, 474—477, 843, 844, 872), Новой Зеландии (ML-400—411), Южно-Африканского Союза (ML-829-832, 846-857).

Катера ML-492—500 и 511—553 были построены как спасательные, вооружены одной 57-мм пушкой, одним 20-мм автоматом и четырьмя 7,72-мм пулеме­тами. Некоторые катера имели вторую 57-мм пушку, а позже на них ставили также один 40-мм автомат «Бофорс» и два 20-мм автомата «Эрликон». Вслед­ствие постоянного усиления вооружения, за время войны нормальное водоизмещение тоже выросло с 65 до 73 тонн. Последние катера имели полное водо­измещение 87 тонн.

 223

 

 

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД