Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.
Главная / Катера / ИСТОРИЯ ТОРПЕДНЫХ КАТЕРОВ А.Е. ТАРАС / Универсальные катера типа «Fairmile D».

Универсальные катера типа «Fairmile D».

 

В самом конце 1940 года чины Адмиралтейства решили создать большой катер, сочетающий мощ­ное торпедное и артиллерийское вооружение (MTB/MGB), который можно было бы строить на ма­лых верфях по методу «Фэйрмайл», быстро и в боль­шом количестве, и который мог бы развивать ско­рость не менее 30 узлов.

Сравнительные испытания моделей с разными корпусами показали, что наилучшим является корпус следующей формы: угловатый в носу и в корме, но с округлым днищем. Помимо мореходности, он был хорош еще и тем, что такая форма вполне соответ­ствовала технологии сборки корпусов на стапелях из деталей, изготовленных другими предприятиями. Кроме того, широкая корма позволяла установить четыре гребных винта.

В марте 1941 года начались проектные работы, а уже в феврале 1942 года первый катер серии «D» прошел ходовые испытания. Размеры его корпуса были таковы: 35,05 х 6,47 х 1,5 м. В варианте МТВ водоизмещение составляло 95 тонн, в варианте MTB/MGB - 105 тонн.

Четыре мотора «Packard» по 1200 л.с. у катеров первой подсерии работали на четыре вала без ко­робки передач, обеспечивая скорость до 30 узлов. После установки коробки передач была достигнута скорость 32,5 узла при водоизмещении 98 тонн. Ём­кость бензобаков составляла 22500 литров, но ре­ально они брали не более 13500 литров.

Первая серия (95 катеров) имела номера MGB-601 —695. Их вооружение составляли: одна 40-мм пушка «Bofors» на баке, два 20-мм автомата «Oerlikon» в корме (1 х II), че­тыре 12,7-мм пулемета (2 х II) по сторонам от рубки и четы­ре 7,72-мм пулемета (2 х II) на ней, две глубинные бомбы.

Позже большинство кате­ров этой подсерии получили еще и два 533-мм трубных ТА. Соответственно, их обоз­начение изменилось на MTB/MGB — торпедный ка­тер/канонерка.

Катера второй серии (105 единиц!) имели номера MTB/MGB-696—800 , треть­ей серии — МТВ/MGB-5001—5029.

В ответ на требования флота, вооружение кате­ров, начиная с № 696 было усилено. Основные его варианты таковы. Торпедные аппараты: 4—457-мм либо 2—533-мм.

Артиллерия: а) 1—57-мм пушка «Гочкис», 1—40-мм автомат «Бофорс», 4—20-мм автомата «Эрликон» (2 х II), 4—7,72-мм пулемета «Льюис» (2 х II); б) 2—57-мм пушки (2 х I), 2—20-мм автомата (1 х II),4—12,7-мм пулемета (2 х II), 4—7,72-мм пулемета (2 х х II). Известны и другие варианты. К артиллерии и торпедам надо добавить радар.

В результате полное водоизмещение возросло до 118 тонн, а скорость упала до 29 узлов, и то ее удалось обеспечить лишь благодаря коробке пере­дач. Экипаж составлял 25—30 человек. 

225

Катер типа «Fairmile-D». 

Флот Канады в 1944 году получил 8 катеров се­рии «С» (МТВ-726, 727, 735, 736, 743-746). Что касается 29 катеров третьей серии (МТВ-5001—5029), заложенных в 1944 году, то 11 из них достроили в ва­рианте MTB/MGB (это №№ 5001-5003, 5005, 5007—5010, 5013, 5015, 5020), а 18 — в качестве спа­сательных судов авиации.

227

Катер типа «Fairmile D» (серия II, вариант вооружения «б»)

1— дымообразующая химическая аппаратура; 2— трехметровая разъездная шлюпка; 3— аварийное ручное рулевое управление; 4— помещение рулевой ма­шины; 5— гребные валы и винты; 6— откидные койки личного состава; 7 — 57-мм пушки «Гочкис»; 8 — трапы к люкам на верхней палубе; 9 — погреба 57-мм снарядов; 10— топливные цистерны (емкость кормовой — 8,3 м3; носовой — 14,7 м3); 11 — отбойный щит пороховых газов; 12— 457-мм торпедные аппараты на фундаментах; 13— спаренная установка 20-мм автоматов «Эрликон», окруженная противоосколочным броневым щитом; 14— вентиляционный раструб (сле­ва) и ящик с сигнальными флагами (справа); 15— мачта для подъема сигнальных флагов; 16 — машинное отделение (бензиновые моторы «Паккард»); 17— смо­тровая платформа для механиков; 18 — отсек гирокомпаса; 19 — радиоантенна типа TW12; 20 — антенна радара типа 291 или 242; 21 — рупор корабельной громкой связи; 22— радиоантенна TCS; 23 — боевой мостик; 24— рубка управления кораблем; 25— рубка оператора РЛС; 26 — спасательный плот с весла­ми и аварийным комплектом; 27— цистерна с пресной водой; 28— спаренные установки 12,7-мм пулеметов; 29— брашпиль; 30— излучатель гидроакустической станции (Asdic)

228

Катер типа «Fairmile-D». 

Катера типа «Fairmaile-D» успешно действовали на всех театрах военных действий: в Северном море и проливе Ла-Манш, в Атлантике и Средиземном мо­ре, в Индийском океане и на Дальнем Востоке. Эти катера самостоятельные переходили из портов Анг­лии в Средиземное море. Для этого на них ставили дополнительные баки с бензином, доводя запас топ­лива до 36300 литров.

Но все же деревянные корпуса тяжелых катеров типа «D» оказались недостаточно надежными. Ра­мы в носовой части трескались, а соединения эле­ментов киля и стрингеров расшатывались, когда ка­тера шли полным ходом против встречной крутой волны. Пришлось удвоить число поперечных рам в носовой части, все рамы укрепить дополнительными стальными уголками, а киль покрыть стальными трехметровыми накладками. Верхнюю палубу во­круг комингсов люков машинного отделения тоже укрепили стальными пластинами.

Только тогда прочность корпуса признали адек­ватной нагрузкам, возникающим в свежую погоду в открытом море.

Было ясно, что корпуса длиной свыше 30 метров с мощными двигателями должны быть композитны­ми. Однако в Британии все легкие сплавы поступали на авиационные заводы, сталь тоже была в дефици­те, да и сам метод «Фэйрмайл» годился лишь для деревянного судостроения. 

229

Катер МТВ-655 типа «Fairmile-D» (фото 1942 г.).

230

Катер MTB/MGB-5007 типа «Fairmile-D» (фото 1946 г.).

 

 

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД