Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.
Главная / Катера / ИСТОРИЯ ТОРПЕДНЫХ КАТЕРОВ А.Е. ТАРАС / Развитие класса паровых торпедных катеров

Развитие класса паровых торпедных катеров

Успешное применение торпедного оружия во время Гражданской войны в США и Русско-Турец­кой войны оказало огромное влияние на развитие военно-морской техники и тактики.

Потопление «Albemarle», «Seife», «Intikbah», по­вреждение «New Ironsides», «Memphis», «Minneso­ta», «Idjalieh», «Assari Shevket» доказали, что тор­педное оружие представляет серьезную угрозу большим надводным кораблям, чья мощная броня была в то время практически неуязвима для судовой ар­тиллерии крупного калибра. Шестовые, буксируе­мые, метательные и самодвижущиеся торпеды при­няли на вооружение многие флоты.

31 Учебная атака шестовой торпедой (английская фотография 1880-х гг.).

 

Казалось вполне очевидным и то, что в качестве носителей такого оружия следует использовать, в первую очередь, маленькие быстроходные катера, способные в условиях плохой видимости незаметно подходить почти вплотную к неприятельским броне­носцам.

В 1863 году главный инженер верфи британского флота в Портсмуте Эндрью Мюррей (Andrew Murray) построил деревянный паровой баркас «Experiment» длиной 12,8 м (42 фута). Двухцилиндровая машина мощностью 25 л.с. обеспечила ему скорость 6,5 уз­лов. Всего флот получил девять таких катеров.

В 1865 году проект Мюррея улучшили инженеры компании «Maudsley, Penn & Renny». Они создали более эффективный котел и машину мощностью 43 л.с. Двухвинтовой катер № 10 с такой машиной развил скорость 7,7 узла, а после замены ее на ма­шину мощностью 46 л.с. — даже 8,4 узла.

С 1867 года верфь Джона Самуила Уайта (John Samuel White; 1835—1915) в Ковис (Cowes) начала серийное строительство 11-метровых паровых бар­касов, развивавших скорость 8 узлов. При этом он оснащал их более экономичными машинами, чем ад­миралтейство — свои. Далее он строил подобные баркасы в разнообразных вариантах, длиной в 30, 37, 42 и 45 футов (9,1; 11,3; 12,8; 13,7 м), с разными машинами. Они развивали скорость от 11 до 13,5 уз­лов. Впрочем, стандартным типом с 1881 года стал 42-футовый баркас.

По примеру британского флота, паровые дере­вянные баркасы (и отчасти стальные) быстро получи­ли широкое распространение в портах и на военных кораблях всего мира в качестве разъездных катеров и судов обеспечения.

Многие из них были приспособлены для вооруже­ния шестовыми торпедами, чтобы в случае необхо­димости использовать такие баркасы при обороне своих портов и рейдов, либо для ночных атак якор­ных стоянок вражеского флота.

Однако деревянные паровые баркасы, помимо очевидных достоинств, таких как дешевизна по­стройки и эксплуатации, универсальность примене­ния, пригодность к транспортировке на палубе не только крупных, на даже малых военных судов, об­ладали и весьма серьезными недостатками. Они не отличались ни скоростью, ни дальностью плавания, ни мореходностью, ни живучестью. Поэтому уже в 1870-е годы появились стальные торпедные катера специальной постройки.

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД