Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.
Главная / Катера / ИСТОРИЯ ТОРПЕДНЫХ КАТЕРОВ А.Е. ТАРАС / Общие выводы по английскому катеростроению времен Второй мировой войны.

Общие выводы по английскому катеростроению времен Второй мировой войны.

 

Будем справедливы к британским конструкторам торпедных катеров. Учтем, что интерес флота к тако­вым пробудился лишь в конце 1935 года. Все раз­работки фирмы вели за свой счет, без поддержки государства. Только в 1938 году адмиралтейство приняло решение в пользу 72-футового катера с ос­троскулым корпусом, а также о создании ряда экспе­риментальных катеров.

Но, опять-таки, выполняли эту программу част­ные фирмы — British Power Boat, Thornycroft, Vosper, White, Camper & Nicholson.

Малые судостроительные предприятия, мобили­зованные на производство катеров по готовым чер­тежам фирмы «Vosper», построили много катеров,но даже их совместные усилия никогда не смогли бы удовлетворить потребности флота. Только метод, разработанный фирмой «Fairmile», сделал возмож­ным сборку катеров из готовых элементов-полуфаб­рикатов теми предприятиями, которые никогда не занимались судостроением, а лишь ремонтом и тех­ническим обслуживанием туристических и спортив­ных катеров, и даже фирмами, которые вообще вы­пускали совершенно иную продукцию.

В оценках британских катеров можно выделить несколько точек зрения. Например, мнения раздели­лись относительно мореходных качеств 70/73-футо­вых катеров. Их сторонники подчеркивали, что море­ходные качества остроскулых корпусов делали их адекватными для боевых действий в прибрежных во­дах, а малые размеры позволяли строить в больших количествах.

Критики соглашались с тем, что мореходные ка­чества 70—73-футовых катеров типа «Vosper» (и других фирм) действительно были вполне адекват­ными для судов такого размера, однако добавляли, что возможности их боевого применения слишком сильно зависели от погодных условий. В общем, 72-футовые суда были хорошими катерами, но очень хорошими — лишь на спокойной воде.

 

233

Погрузка торпеды на катер типа «Vosper» (фото 1945 г.).

 

Большие катера с округлым днищем, длиной бо­лее 100 футов (35 м), обладали гораздо лучшими мо­реходными качествами, особенно это было заметно на ходу против волны. Да и вообще, они намного меньше зависели от погодных условий. Но их ско­рость оставляла желать много лучшего.

В идеале мореходные качества и огневая мощь должны идти рука об руку. Однако первые же бое­вые столкновения показали, что огневую мощь бри­танских торпедных катеров требуется значительно усилить, а для этого размеры катеров, спроектиро­ванных «Vosper» или «ВРВ», были явно недостаточ­ными. В ходе войны они получили много дополни­тельного вооружения, но за счет того, что бытовые условия их экипажей ухудшились до предела. По­этому большим прогрессом стало появление универ­сальных катеров (комбинация MTB/MGB), которые имели мощную артиллерию, торпедное вооружение, обладали хорошей мореходностью и значительной автономностью.

За время войны британский флот испытал в бое­вой обстановке, притом в са­мых разных условиях, боль­шое количество катеров раз­ных типов. Вот почему пред­ставляют интерес выводы Холта (W.J. Holt), шефа кон­структорского департамента адмиралтейства.

В 1947 году в своем докла­де он подчеркнул, что скоро­стные катера с легким воору­жением, предназначенные для действий в прибрежной зоне на тихой воде, должны быть плоскодонные, с одним реданом. Но уже на малой волне и с более тяжелым во­оружением остроскулые ка­тера (с поперечным сечением в виде широкой буквы «V») превосходят плоскодонные как в мореходности, так и в скорости.

Однако и те, и другие кате­ра сильно ограничены требо­ванием сохранения оптималь­ного дифферента. Любые его изменения, вызванные усиле­нием вооружения, принятием дополнительных боеприпасов и топлива (все это часто при­ходилось делать в военной обстановке), очень сильно и очень плохо сказывались на скорости и мореходно­сти. Что касается больших килевых катеров, то они держали хорошую скорость даже в плохую погоду, если имели острые скулы в носовой части и округлое днище. Такая форма оказалась наилучшей для кате­ров с длиной корпуса более 30 метров и водоизме­щением от 100 и более. 

Но главной проблемой британского катерострое­ния в течение всей войны так и остались двигатели. Почти все моторы «Rolls-Royce Merlin» после начала войны получала авиация. В сентябре 1939 года в Ита­лии спешно заказали дополнительные моторы «Isotta-Fraschini», но только около 30% их было по­лучено, а в июне 1940 года Италия сама вступила в войну. Чтобы обеспечить наличие запчастей, при­шлось некоторые катера переделать с трех двигате­лей на два.

Легкие паровые турбины артиллерийских кате­ров SGB явились отчаянной попыткой спасти поло­жение, но эта попытка закончилась вполне предска­зуемой неудачей.

Моторы «Thornycroft» и «Napier Lion» выпуска­лись в течение всей войны. Фирма «Thornycroft» вы­пустила 390 моторов. Дизель «Davey-Paxman» был готов к использованию лишь на заключительном эта­пе войны. Положение стало улучшаться лишь тогда, когда начали поступать американские моторы «Hall- Scott» по 600 л.с. Однако они обладали весьма ма­лой мощностью. Только американские моторы «Packard» позволили британским катерам достичь скоростей, сравнимых с S-boote. Холт констатирует:

«От двигателей, устанавливаемых на катерах, за­висело очень многое и, независимо от конструкции этих моторов, можно заявить одно — большие МТВ, MGB и ML оказались бы в гораздо лучшем положе­нии, если бы у них были мощные легкие дизели, вроде тех, что стояли на немецких катерах, а не бен­зиновые моторы. Баки с бензином всегда представ­ляют опасность — они очень легко могут загореть­ся и взорваться. Когда в бою катер попадает под пу­леметный обстрел, то в случае попадания в бензо­бак вероятность загорания и взрыва становится реальностью». 

234

Катера MGB-8, MGB-10 фирмы «ВРВ» (фото 1942 г.).

 

Например, лишь в один день 14 февраля 1945 го­да на траверзе Остенде вследствие пожаров и взры­вов бензобаков погибли сразу 12 британских кате­ров (МТВ-255, 438, 444, 459, 461, 462, 465, 466, 776, 789, 791, 798)!

В ходе дискуссии конструкторы и практики со­гласились, что торпедные катера являются исключи­тельно капризными и чувствительными судами. В оп­ределенном смысле они ближе к самолетам, чем к другим боевым кораблям.

Им присущи следующие специфические качест­ва. Высокая концентрация оборудования и воору­жения в малом объеме. Корпус, подвергающийся не­прерывным нагрузкам от ударов волн, от вибрации мощных двигателей, от стрельбы из бортового ору­жия. Быстрый износ корпусов и моторов. Высокие физические и психологические нагрузки на всех чле­нов экипажей. Короткие интервалы между средними и капитальными ремонтами. Очень большая зависи­мость от условий базирования, наличия запасных ча­стей, возможностей ремонта, обеспечения личного состава полноценным отдыхом.

Короче говоря, торпедные катера — особый вид морского оружия, эффективное применение кото­рого невозможно, если высшее командование не по­нимает его специфики.

 

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД