Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.
Главная / Катера / ИСТОРИЯ ТОРПЕДНЫХ КАТЕРОВ А.Е. ТАРАС / Сравнительные испытания американских катеров.

Сравнительные испытания американских катеров.

 

Адмирал Гарольд Старк (Harold R. Stark), коман­дующий действующим флотом, потребовал провес­ти зимой 1940/41 года окончательные сравнитель­ные испытания:

«Стандартизация этого типа катеров необходи­ма для быстрого развертывания их массового про­изводства в случае обострения военной ситуации. А для этого необходимо безотлагательно провести всесторонние сравнительные испытания». 

В это время имелись в наличии следующие катера: Катер Хиггинса РТ-6 (II) длиной 81 фут (24,7 м) с тремя двигателями Паккарда по 1200 л.с. Переда­чу его Англии отложили, поэтому он тоже мог учас­твовать с состязаниях.

Катер РТ-8 конструкции департамента ВМФ, дли­ной 81 фут, с двумя двигателями «Hall-Scott» по 2000 л.с. и с одним мотором «Hall-Scott» в 550 л.с. Это был единственный катер с корпусом из легкого металла.

Катера «Elco» РТ-20, 26, 30, 31, 33 (77-футовые) с тремя моторами Паккарда по 1200 л.с. Отметим, что РТ-20 имел винт особой конструкции и дополни­тельное усиление корпуса.

РТ-69 фирмы «Huckins Yacht Corporation» с че­тырьмя моторами Паккарда по 1200 л.с. Он был по­строен по проекту этой верфи, представлявшему со­бой вариант катера Скотт-Пэйна PV (РТ-9).

РТ-70 Хиггинса, тоже вариант торпедного катера Скотт-Пэйна РТ-9 (PV), с тремя двигателями Паккар­да, прозванный Идеальным Катером Хиггинса (Higgins Dream Boat).

70-футовый МТВ Хиггинса, построенный по бри­танскому заказу, с тремя моторами «Hall-Scott» по 900 л.с. 

Сравнительные испытания проводились у побе­режья близ Нью-Лондона (штат Коннектикут) с 21 по 24 июля 1941 года. РТ-26 выбыл уже на предвари­тельном этапе из-за повреждения верхней палубы.

Для проверки мореходных качеств, прочности и скорости в одинаковых условиях, Бюро инспекций и надзора потребовало провести поход в открытом море на 190 миль.

При этом все катера должны были нести 9,3 тон­ны вооружения, что являлось эквивалентом двух 533-мм аппаратов с торпедами, двух 12,7-мм пулеме­тов с боекомплектом 4000 патронов и 4-х глубинных бомб вместе с бомбосбрасывателями. Только катера «Е1со» имели такое вооружение, остальные катера нагрузили соответствующим балластом.

Восемь катеров (РТ-6 /II/, 8, 20, 30, 31, 33, 69, 70) плюс английский МТВ Хиггинса стартовали 24 июля 1941 года в условиях умеренной волны 2—3 балла. Впрочем, английский МТВ Хиггинса сошел с дистанции уже через 5 минут после старта вслед­ствие поломки двигателя.

На РТ-33 раскололось палубное покрытие в рай­оне моторного отсека; у РТ-70 образовалась попе­речная трещина на палубе, и вблизи нее сломалась поперечная рама набора. Значительные нагрузки на корпуса привели к тому, что у многих катеров отсло­илась обшивка на бортах. Четыре остальных катера тоже получили разной степени повреждения. Напри­мер, у РТ-30 корпус потрескался вблизи углов ре­шетки двигателя по обоим бортам, а также сломал­ся один из продольных элементов набора.

Первым пришел к финишу катер «Elco» РТ-20, преодолевший 190 миль со средней скоростью 39,72 узла. Он имел особые винты диаметром 71 см, а его моторы давали большее число оборотов, чем другие катера «Е1со».

Однотипный катер РТ-31 со стандартным винтом диаметром 66 см пришел вторым, показав среднюю скорость 37,01 узла. Последним оказался РТ-8 кон­струкции департамента ВМФ. Его средняя скорость составила 30,73 узла.

Эти 4 катера были также оснащены акселероме­трами, чтобы можно было сравнить цифры, относя­щиеся к еще одному фактору. Дело в том, что для любого отдельно взятого катера существует зако­номерность: чем выше скорость, тем сильнее удары корпуса о волны. Но если сравнивать катера друг с другом, то видно, что сила ударов зависит от формы корпуса. У самого быстрого катера РТ-20 было зафиксировано ускорение 9g, тогда как у самого мед­ленного РТ-8 — всего лишь 2,5g. Ускорение РТ-69 составило 3,2g; РТ-6 — 4,5g.

Хотя испытание дало исчерпывающие результа­ты, Комиссия инспекций и надзора приказала прове­сти в августе еще одно испытание: поход на длин­ную дистанцию в открытом море в плохую погоду. Тем временем она измеряла скорость на мерной ми­ле, маневренность и другие параметры.

Испытания на мерной миле проводились в двух вариантах: с легкой и тяжелой нагрузкой. Тяжелый груз включал в себя 4 торпедных аппарата с торпеда­ми, четыре 12,7-мм пулемета (две спаренные уста­новки) с запасом 16.000 патронов и глубинные бом­бы вместе с аппаратурой — общий вес 12,75 т.

РТ-20 (Elco) с винтом диаметром 71 см при 2196 об/мин с тяжелой нагрузкой развил скорость 44,1 узла, а при 2284 об/мин с легкой нагрузкой — 45,3 узла.

РТ-26 (Elco) развил 40,9 узла с тяжелой нагрузкой при 2287 об/мин, однако получил повреждения и не смог участвовать в испытаниях с легкой нагрузкой.

РТ-69 (Huckins) развил 41,5 узла при 2061 об/мин и 43,8 узла при 2145 об/мин.

РТ-70 (Higgins) развил 40,9 узла при 2492 об/мин и 41,2 узла при 2501 об/мин.

РТ-6 (II), РТ-8 (проект ВМФ) и РТ-25 не смогли превысить 35 узлов. Вообще РТ-25 вследствие по­вреждения выбыл из состязаний. А катер РТ-8 даже после удаления всего лишнего веса показал только 33,9 узла при 2331 об/мин.

Контр-адмирал Уилкокс (Wilcox) выразился по этому поводу лаконично: «Хороший катер, только слишком тяжелый».

Однако РТ-70 Хиггинса тоже был тяжеловат. Представители Корабельного Бюро заявили, что этот мощный катер интересной конструкции несет на себе, как минимум, тонну лишнего веса.

Заслуживают внимания следующие факты, выяв­ленные при испытаниях на мерной миле: РТ-20 с вин­том диаметром 71 см развил максимальную скорость при меньших оборотах, чем РТ-70 с винтом диамет­ром 66 см, а катер Хакинса РТ-69 с четырьмя двига­телями развил меньшую скорость, чем катер «Elco» с тремя двигателями.

При испытаниях на маневренность все катера по­казали удовлетворительный радиус кривой поворо­та и хорошее время. Только РТ-8 снова подкачал, у него поворот происходил по длинной дуге.

Удивление вызвал тот факт, что катер РТ-69 Ха­кинса при поворотах кренился наружу, как это дела­ют на большой скорости килевые катера, тогда как остроскулые катера обычно кренятся внутрь.

Что касается прочности, то РТ-6 (II), 8 и 69 в хоро­шую погоду не получили никаких повреждений,а РТ-21 и 70 — незначительные. При волнении РТ-70 получил более серьезные повреждения, а РТ-21 и РТ-69 отделались несущественными поломками.

Доступ в те или иные отсеки и условия пребыва­ния экипажа на борту у всех катеров были примерно одинаковыми, за исключением злосчастного РТ-8, построенного из легкого металла. В жаркие дни, под палящими лучами солнца, жизнь людей на нем становилась невыносимой.

Крайние цифры стоимости постройки катеров различались весьма существенно — более чем в пять раз!

Второй поход на длинную дистанцию в открытом море состоялся 12 августа 1941 года. В нем приняли участие: РТ-8 (ВМФ), РТ-21 и 29 (Элко), РТ-69 (Ха- кинс), РТ-70 (Хиггинс), МТВ Хиггинса, построенный для Великобритании. За исключением МТВ Хиггин­са, несшего британское вооружение, на всех осталь­ных катерах установили реальное вооружение, так что ни у одного не возникло проблем из-за распределен­ия балласта.

Погодные условия были гораздо хуже, чем при первых испытаниях. Ветер достигал 3—4 баллов, волны были вы­сотой до 1,2 м (временами да­же 3—3,5 м), часть пути про­ходила в бурном море на кру­той короткой волне высотой до 4,5 м.

РТ-69 сошел с дистанции, когда его корпус получил по­вреждения. РТ-21 прошел ди­станцию со средней скорос­тью 27,5 узла; РТ-70 — 27,3 узла; РТ-29 и РТ-8 — 25,1 уз­ла; британский МТВ — 24,8 узла.

Потеря скорости на 12 уз­лов по сравнению с результа­тами, полученными на тихой воде в первом испытании, яс­но показала, насколько эти суда зависят от погоды. Но было доказано, что они могут действовать в условиях, при которых, как раньше считал^ многие, они вообще не могут действовать.

Против всяких ожиданий, главные трудности вызвали отнюдь не высокие волны. При высоте волны выше 4—4,5 м плоские остроскулые катера просто подни­мались по лицевой стороне набегающей волны и со­скальзывали вниз по ее задней стороне, но при вол­нах высотой 1,8—2,4 м катера не могли идти над ни­ми, а начинали зарываться и с силой ударялись о во­ду. Временами носы катеров проходили прямо под волнами и катера черпали изрядную толику воды. Зафиксированные при этом перегрузки составили: для РТ- 8 — 14,5g, а для РТ-29 только 4,2g.

Чтобы как можно полнее оценить достоинства ка­теров, комиссия провела интересный эксперимент, устроив параллельные испытания только что постро­енного эсминца DD-441 «Wilkes». Он должен был пройти полным ходом те же 190 миль одновременно с катерами РТ. Эсминец во время этого похода раз­вил среднюю скорость 29,8 узла, только на 2,3 узла больше, чем самый быстрый катер РТ-21. Комиссия справедливо констатировала: «Для выполнения заданий такого рода у совре­менных эсминцев нет ощутимого преимущества перед моторными катерами, даже если погодные ус­ловия крайне неблагоприятны для последних. Кро­ме того, в акваториях, где ограниченная видимость является обычным делом, моторным торпедным катерам в пределах их оперативной дальности плава­ния легче адаптироваться к таким условиям, чем большим судам».

 239

Катер РТ-8 (проект Корабельного Бюро).

240

Катер РТ-3 (проект Кроуча).

 241

70-футовый катер фирмы «Хиггинс» для Британии.

242

Катер РТ-6 (второй) фирмы «Хиггинс».

243

Катер РТ-6 (первый), построенный фирмой «Хиггинс» по проекту Спаркмэна и Стивенса.

Комиссия так подытожила свои наблюдения:

а) 77-футовый «Е1со»: мак­симальная непрерывная ско­рость 39,7 узла, максималь­ная скорость 44,1 узла с пол­ным вооружением на борту. Маневренность хорошая, но радиус дуги поворота ве­ликоват. Несущие палубу бимсы недостаточно прочны. Полная стоимость катера (корпус, двигатели, вооруже­ние) 302.100 долларов. Недо­статки — слишком сильно бьется о воду при сильном волнении, чересчур изощрен­ная конструкция, без нужды дорогая гарнитура.

б) 72-футовый «Huckins»: продолжительная скорость при полной загрузке 33,8 уз­ла; максимальная скорость 43,8 узла. Хорошая манев­ренность, малый радиус дуги поворота. Стоимость 263.000 долларов. При сильном вол­нении имеет тенденцию уда­ряться о воду. Имеются недо­четы в соединениях и на сты­ках. Конструкция и гарнитура удовлетворительные.

в) РТ-8 (проект ВМФ): про­должительная скорость без нагрузки 30,7 узла, макси­мальная скорость 33,9 узла. Плохая маневренность, силь­но ударяется о воду. Кон­струкция и гарнитура слиш­ком тяжелые. Стоимость 756.000 долларов.

г) «Higgins» РТ-6 (II): про­должительная скорость при полной загрузке 31,4 узла, максимальная скорость 34,3 узла. Конструкция, гарниту­ра, прочность и маневрен­ность удовлетворительные. При сильном волнении уме­ренно ударяется о воду. Сто­имость 206.000 долларов. 

д) «Higgins» РТ-70: про­должительная скорость при полной загрузке в бурном море 27,2 узла, максимальная скорость в спокойной воде 40,9 узла. Маневренность, конструкция и гарни­тура удовлетворительные. Катер недостаточно про­чен из-за слабости рам набора, палубные крепления тоже слабые. Бортовая обшивка имеет тенденцию отслаиваться. При сильном волнении умеренно уда­ряется о воду. Стоимость 265.000 долларов.

е) Британский МТВ фирмы «Higgins»: продолжи­тельная скорость с полной нагрузкой при сильном волнении 24,8 узла, максимальная скорость без на­грузки в спокойной воде 34,7 узла. Маневренность, конструкция и гарнитура удовлетворительные. При волнении умеренно ударяется о воду. Стоимость около 200.000 долларов.

 

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД