Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.
Главная / Катера / ИСТОРИЯ ТОРПЕДНЫХ КАТЕРОВ А.Е. ТАРАС / Поставки по ленд-лизу американских катеров.

Поставки по ленд-лизу американских катеров.

 

11 марта 1941 года вступил в силу закон о ленд-лизе, который развязал руки президенту США. Он теперь мог по своему усмотрению распоряжаться ог­ромными материальными ресурсами государства для оказания помощи Великобритании, а позже и другим странам, воевавшим против нацистов.

Ленд-лиз позволял ему «продавать, обменивать, одалживать, сдавать в аренду или передавать любы­ми иными способами» военные материалы любой стране, оборона которой, по мнению президента, яв­лялась жизненно важной для интересов США.

Теперь президент мог по своему усмотрению по­сылать за границу оружие, корабли, самолеты, суда, обмундирование и провиант, а также передавать до­кументацию, в том числе секретную, официальным представителям других стран. Между тем, Британия отчаянно нуждалась в судах такого рода.

26 марта 1941 года было решено передать Анг­лии завершенные катера РТ-3—5, РТ-7, РТ-9—15, а также РТС-5—12. Вслед за ними должны были по­следовать другие катера.

Поскольку поставка первой партии катеров долж­на была состояться не раньше апреля 1941 года, две эскадры немедленно отправили на север. Этот пере­ход, совершавшийся на высокой крейсерской скоро­сти, стал испытанием надежности. Выяснилось, что все моторы, кроме двигателей «Паккард», зареко­мендовали себя неудовлетворительно.

Отправка катеров в Англию началась в 1941 году с катеров РТ-21—68, которые были весьма близки к базовому «PV» (РТ-9) Скотт-Пэйна, если не считать большей длины, большего калибра торпедных аппа­ратов и американских моторов.

В это же время начали поступать первые замеча­ния и предложения от экипажей американских ка­теров. Моряки просили установить самозатягиваю- щиеся бензиновые баки, чтобы снизить опасность воспламенения и взрыва при обстреле, предлагали улучшить круговой обзор с мостика и упростить над­стройку, улучить ненадежную конструкцию бельгий­ской турели для спаренного пулемета, подсказывали пути улучшения внутренней планировки, чтобы про­странство не расходовалось впустую.

Передача РТ-6 (II) Великобритании была одобре­на в середине 1941 года. Таким образом, из всех ка- теров-прототипов и катеров первой серии «Элко» в Штатах остался лишь РТ-8, катер с корпусом из лег­кого металла с неподходящими двигателями. Анг­личан он не заинтересовал.

Катера РТ-49—68 типа «Элко» были предназна­чены для отправки в Англию, но англичане получили только первые десять, которые они обозначили МТВ-307—316. Следующие десять остались в США под своими исходными номерами РТ-59—68 и служи­ли в качестве учебных судов для подготовки экипа­жей новых катеров.

Еще 32 катера (РТ-71—102) должны были постро­ить верфи «Higgins» и «Huckins» до конца 1942 года. Из 24-х катеров фирмы «Хиггинс» (РТ-71—94), де­сять последних (РТ-85—94), которые планировалось построить к началу 1943 года, предназначили для отправки в СССР.

Но реально туда отправили в феврале 1943 года только РТ-85, 86, 87 и 89, тогда как катера РТ-88, 90—94 отправили в Англию (МТВ-419—423).

Кроме того, как уже сказано в предыдущей главе, американские верфи с 1942 года серийно строили для поставок союзникам катера типа «Vosper». Все­го их было построено 188 единиц: ВРТ-21—68; РТ-368—371, РТ-384—449, РТ-661—730.

Большинство их (154 катера) в самом деле были отправлены в Великобританию и СССР. В составе американского флота остались только 34 катера данного типа, из числа тех, что были завершены по­стройкой в самом конце войны . В американском флоте они использовались для раз­личных испытаний вооружения и оборудования, а также как учебные суда. 

 

264

РТ-293 (серия II) — советский ТКА-222 (фото 1944 г.)

 

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД