Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.
Главная / Катера / ИСТОРИЯ ТОРПЕДНЫХ КАТЕРОВ А.Е. ТАРАС / Катера третьей серий фирмы «Элко».

Катера третьей серий фирмы «Элко».

 

Сразу после объявления войны министерство ВМФ заказало фирме «Е1со» еще 94 катера по 80 футов (РТ-103—196). С них началась третья серия катеров «Элко» (размеры 24,48 х 6,28 х 1,54 м).

Катера третьей серии условно можно разделить на шесть подсерий: А (РТ-103—196), В (РТ-314—367), С (РТ-372—383), D (РТ-486—563), Е (РТ-565-622), F (РТ-731—760).

Они имели совершенно идентичные корпуса, обо­рудование и моторы. Различия состояли в том, что постоянно усиливалось артиллерийское вооруже­ние. Кроме того, благодаря применению наддува, удалось увеличить мощность моторов. Что касается радиолокаторов, то с осени 1942 года их ставили на все торпедные катера всех фирм и серий.

Первые катера третьей серии вступили в строй уже в июне 1942 года, примерно на месяц раньше, чем первый из 78-футовых катеров «Higgins» РТ-71—95, заказанных в октябре 1941 года. Это еще раз подтвердило высокие производственные возможности фирмы «Electric Boat», которая в годы Первой мировой войны за 15 месяцев построила 550 катеров-охотников длиной 80 футов!

 246

Катер третьей серии «Элко» (с двумя 20-мм пушками «Эрликон»).

 

Как уже сказано, за время войны артиллерийское и тор­педное вооружение катеров типа «Элко» претерпело су­щественные изменения.

После того, как в ходе бо­ев в районе Соломоновых островов и Новой Гвинеи выяс­нилось, что зенитное вооружение недостаточно сильное, в корме стали монтировать дополнительно 20-мм пушку. Позже, в начале 1943 года, на некоторые катера поставили 37-мм автома­тическую пушку. Ее монтировали на баке, она пред­назначалась для борьбы с морскими целями.

С осени 1943 года большинство катеров получи­ло 40-мм пушку, которая ставили на корме вместо 20-мм, которую перенесли на бак. 

247

Элко — 80 футов (в корме — 20-мм пушка).

 

Катера первых двух серий были вооружены че­тырьмя 533-мм трубными торпедными аппаратами и двумя установками спаренных 12,7-мм пулеметов. Они брали еще и глубинные бомбы, хотя возможность их применения выпада­ла достаточно редко, по­скольку катера не имели ни гидрофонов, ни гидролокато­ров «Asdic».

248

Катер РТ-103 (серия III, подсерия А), в корме — 20-мм пушка «Эрликон» (фото 1942 г.)

 

В ходе боев за Соломоновы острова с трех тор­педных катеров сняли торпедные аппараты и замени­ли их двумя 40-мм пушками (на баке и в корме), а также добавили еще два спаренных 12,7-мм пуле­мета. В результате получилась превосходная кано­нерка, успешно сражавшаяся с японскими десант­ными судами и судами снабжения. Но попытка за­мены во время боев у Новой Гвинеи 40-мм автомата полуавтоматической 76-мм пушкой оказалась не­удачной; артиллерийские расчеты отвергли это ору­дие из-за его низкой скорострельности и отсутствия трассирующего снаряда к нему.

Более успешным оказалось решение установить на катера, действовавшие в Средиземном море и у Филиппин в 1944—45 гг., счетверенный 20-мм авто­мат «Oerlikon» на лафете типа «Thunderbolt» с меха­ническим приводом. Его разработала фирма «Elco» еще в 1942 году и испытала на катере РТ-138, но до остальных катеров она дошла в самом конце войны. 

250

Катер РТ-117 (серия III, подсерия А).

251

Катер типа «Элко» (серия III) с двумя 20-мм пушками:

1— форпик; 2— гальюн команды; 3— восьмиместный кубрик; 4— камбуз; 5— запасная каюта с постоянной кой­кой; 6— гальюн начсостава; 7— кают-компания; 8— двухместная каюта командира; 9— аппаратура радиолокатора; 10— бензоотсек; 11—моторное отделение; 12—ахтерпик; 13— каюта старшин

 253 

254

Катер типа «Элко» (серия III, подсерия «D»)

252

Катер РТ-596 (серия III, подсерия «D»).

255

Катер типа «Элко» (серия III) с 40-мм и двумя 20-мм пушками.

 

Весной 1945 года стандартное вооружение тор­педных катеров «Элко» было таково: одна 40-мм пушка, одна 37-мм, одна 20-мм, 4 пулемета калибра 12,7 мм (две спарки), две направляющие для 8 ракет калибра 127 мм, четыре 533-мм торпеды бортового сброса. Однако этот набор существенно варьировал в зависимости от конкретных потребностей, опреде­лявшихся обстановкой.

Полное водоизмещение возросло до 55 тонн, из них 24—25% приходилось на вооружение и бое­припасы. Частично водоизмещение увеличилось еще и за счет установки радаров и усиления корпуса, что­бы он мог выдержать дополнительный вес. Скорость перегруженных катеров мало-помалу снижалась (с 40 узлов до 38—37), невзирая на то, что Паккард, немного увеличив вес моторов, поднял их мощность с помощью наддува.

С нормальным запасом бензина 11500 литров дальность плавания была 300 миль полным ходом или 550—600 миль на 28—30 узлах, 1600 миль на 6 узлах (на одном моторе).

Экипаж (2—3 офицера, 4—5 старшин, 7—8 матро­сов) брал запас провизии и пресной воды на 5 дней.

В начале 1944 года некоторые катера в Среди­земном море и у Новой Гвинеи вооружили парой на­правляющих для 114-мм НУРС, каждая из которых могла выпустить 12 ракет (по 12,2 кг). Ракетные уста­новки монтировали в носовой части. Они вели огонь по площадям на берегу в ходе огневой подготовки перед высадкой десанта. Все 24 ракеты можно было выпустить за 4 секунды. Против морских целей они были малоэффективны из-за большого разброса.

В 1945 году некоторые катера под Филиппинами вооружили направляющими с нарезкой, с которых они запускали 127-мм ракеты. Это обеспечило не­обычайно точное попадание, так что вооружение ка­теров почти сравнилось по мощи с вооружением эс­минцев. Однако в действующие части данное ору­жие попало в самом конце войны и фактически не сыграло никакой роли.

Торпеда Мк.8 с зарядом ВВ 136 кг и дальностью хода 50 кабельтов (9,26 км) на 27 узлах, созданная в 1913 году для эсминцев, была слишком тяжелой (масса 1385 кг) и тихоходной.

Такая дальность хода торпеды катерам не требо­валась, хотя бы потому, что отсутствие баллистичес­ких вычислителей (приборов типа ПУАО) означало невозможность выработки точных данных для пора­жения целей на дальних дистанциях. Кроме того, чтобы тяжелая длинная торпеда вылетала горизон­тально и при этом не повреждалась ее аппаратура управления (например, гироскоп), требовались тя­желые длинные аппараты.

Пуск торпеды с помощью порохового заряда, ко­торый поначалу использовался на катерах «Elco», демаскировал катер, особенно, если залп произво­дился ночью. Поэтому его заменили разработанной фирмой «Higgins» системой пуска с помощью сжато­го воздуха.

Торпеду Мк.8 в 1943 году заменили более легкой и короткой авиационной торпедой Мк. 13 образца 1938 года. Ее общая масса была 875 кг, боевой за­ряд весил 182 кг, скорость составляла 33,5 узла. Благодаря очень надежному гироскопу, ее можно было просто бросать в воду через борт с помощью весьма легкого оборудования. Это позволило снять тяжелые трубные аппараты и за счет экономии веса разместить дополнительную артиллерию.

 257

Катера типа «Элко» несли мощное зенитное вооружение (до 7—8 стволов).

 

 

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД