Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.
Главная / Катера / ИСТОРИЯ ТОРПЕДНЫХ КАТЕРОВ А.Е. ТАРАС / Серийное строительство американских катеров во время войны ч.3

Серийное строительство американских катеров во время войны ч.3

 

В одном из рапортов было сказано:

«Касательно пригодности разных типов торпед­ных катеров и желательных изменений в конструк­ции для улучшения их боевых характеристик следу­ет подчеркнуть, что увеличение длины с исходных 70 футов до нынешних 80 футов принесло больше потерь, чем выигрыша.

Подлинная причина увеличения габаритов, дли­ны и водоизмещения неизвестна. Считается, что од­ним из решающих факторов было отсутствие удов­летворительной легкой торпеды калибра 18 дюй­мов, а именно под размещение четырех таких тор­пед были сконструированы 70-футовые катера. Поэтому и решили, что для размещения на борту более тяжелых торпед калибра 21 дюйм необходи­мы большие катера. Видимо, это привело к созда­нию 77-футовых катеров, а позже и 80-футовых, каждый из которых вооружен четырьмя торпедами Мк.8. Эти торпеды очень медленные и исключитель­но тяжелые — только боеголовка легкая, а их даль­нобойность излишне велика.

Указанные изменения в габаритах отрицательно сказались на боевых качествах наших торпедных катеров, уменьшив их такие жизненно важные, обеспечивающие эффективность характеристики, как скорость, ускорение, маневренность, радиус ду­ги поворота. Есть мнение, что 70-футовый катер, сконструированный по образцу РТ-103, вооружен­ный четырьмя торпедами Мк. 13 и имеющейся ар­тиллерией, был бы гораздо более эффективным оружием, чем все, что до сих пор разработано.

Нужда в сверхдальнобойных торпедах для тор­педных катеров ничем не подтверждается. Для про­ведения эффективной атаки эти катера должны по­дойти к цели на короткое расстояние независимо оттого, хорошая или плохая видимость. И наиболее эффективны они будут именно при плохой видимо­сти или вообще в темноте, когда, как показывает опыт, этим катерам удается благодаря высокой скорости и малому силуэту приблизиться к цели на ди­станцию решающего удара.

Торпеда Мк. 13 относительно быстрая и легкая, оснащена боеголовкой с мощным зарядом, требует немного места для ее размещения на палубе. Она выглядит идеальной торпедой для этого типа кате­ров. Размещение на борту четырех таких торпед означает экономию примерно 5000 фунтов веса (2268 кг) только за счет самих торпед, и еще боль­шую экономию за счет установки более легких и ко­ротких торпедных аппаратов, нужных для запуска этих торпед».

Резкая критика в адрес катеров фирмы «Hig­gins», которым технический и административный де­партаменты ВМФ отдавали предпочтение, привела к тому, что бюро инспекций и надзора распорядилось провести сравнительные испытания 80-футовых ка­теров «Elco» и 78-футовых катеров «Higgins». Они состоялись 4—6 ноября 1943 года у берегов Флори­ды, близ Майами, в присутствии представителей фирм «Elco», «Higgins» и «Packard». Сравнивались скорость, радиус дуги поворота, маневры при уско­рении и отходе, а также потребление горючего на дистанции 78 миль.

В испытаниях приняли участие катера фирмы «Elco» РТ-552 и 552, катера фирмы «Higgins» РТ-295 и 296. Все они были серийной постройки, полностью вооружены и оснащены, имели 9500 литров бензина. В паре катеров каждого типа один был с моторами «Packard W8» (по 1200 л.с.), а другой — с моторами «Packard W14» (по 1350 л.с.).

Катер «Higgins» с двигателями W8 (РТ-296) был водоизмещением 48 тонн, а катер «Е!со» с такими же моторами (РТ-553) — 47,7 тонн. Катера с двигателя­ми W14 должны были проходить испытания при пол­ном вооружении, но с легким грузом, иными слова­ми, без торпед, чтобы оценить их способность к ус­пешному отходу от цели после того, как торпеды вы­пущены. Катер РТ-295 (Higgins) имел полное водоизмещение 47,4 тонны и 42,4 тонны без торпед, а катер 552 (Elco) — 47,8 и 42,5 тонны. Всем катерам обновили слой краски на днище, а их груз ежеднев­но проверялся.

Катера «Higgins» показали свое превосходство при ускорении, при отходе и при поворотах, особен­но на полном ходу. Одной из причин, почему у них был меньше радиус дуги поворота, являлась боль­шая площадь рулей.

Катер «Elco» с моторами W8 развил скорость 40,99 узла при 2272 об/мин, а эквивалентный катер «Higgins» — 41,49 узла при 2355 об/мин. У катеров с моторами W14 результаты были таковы: «Elco» — 45,14 узла при 2658 об/мин, «Higgins» — 43,9 узла при 2615 об/мин. Легко нагруженный катер «Elco» — 45,85 узла при 2679 об/мин, «Higgins» — 44,91 узла при 2626 об/мин.

Что касается потребления горючего, то катер РТ-295 (Higgins) использовал 22,2 литра на милю, что было лучшим результатом, чем у катера «Elco», потреблявшего 24 литра на милю.

Расчетная дальность плавания для Elco РТ-552 составила 480 миль на 27,7 узлах. Расчетная даль­ность плавания РТ-295 на той же скорости состави­ла 491 милю. Для катеров с двигателями W8 (РТ-296 и РТ-553), дальность плавания была почти одной и той же — 485 и 481 миля, с расходом топлива 22,7 и 23,6 литров на милю.

 268

78-футовый катер фирмы «Хакинс» РТ-95

 

В официальном отчете было сказано:

«На испытаниях скорости... существенной раз­ницы между конструкциями корпусов не обнаруже­но... у корпуса, развившего более высокую ско­рость, зафиксировано более высокое среднее коли­чество оборотов двигателя и более высокое давле­ние в трубопроводах, указывающие на то, что в данном виде испытаний решающим фактором явля­ется мощность двигателя.

В испытаниях на экономию горючего катер «Higgins» показал несколько меньшее потребление горючего на милю... Но достоверность полученных данных может быть подвергнута сомнению, по­скольку калибровка баков и мерных реек не прове­рялась, а приборы, показывающие уровень горюче­го в бака«к, оказались на поверку ненадежными...

В испытаниях на ускорение... у катера «Higgins» двигатели быстрее набирали обороты, чем у кате­ров «Еlсо». Этого следовало ожидать, учитывая, что у винтов на катерах «Higgins» меньше шаг... Катера «Higgins» продемонстрировали способность пово­рачивать быстрее, чем катера «Еlсо».

Поскольку комиссия сочла результаты этих чисто технических испытаний недостаточными для выра­ботки заключительного мнения, она пригласила опытных офицеров, служивших в Тренировочном центре и в действующих частях, чтобы те высказали свое мнение по этому вопросу. Офицеры первым де­лом указали на неудовлетворительный обзор с мос­тиков обоих катеров, хотя отметили, что на «Еlсо» он несколько лучше. Катер «Higgins» был менее ком­фортабельным и его больше заливало волной на ма­лом ходу в неспокойных водах.

Офицеры также подчеркнули, что имеет место разница в 8—10 узлов между скоростью на испытани­ях и скоростью в реальной боевой обстановке. Они утверждали, что самыми важными факторами для хорошего катера является способность бесшумного хода и быстрого отхода после столкновения с про­тивником, иными словами требовалась возможность на практике развивать скорость 40 узлов, что означа­ло примерно 45—50 узлов на испытаниях.

Далее, говорили офицеры, катера должны обла­дать максимально возможной дальностью плавания; высказывалось пожелание дальности 1000 миль на 20—22 узлах. Что касается вооружения, то они пред­лагали вооружать катера, как минимум, одной 20-мм пушкой и двумя установками спаренных 12,7-мм пу­леметов. Ну, и еще у катеров должны были иметь хо­рошую мореходность и свободный обзор с мостика на 180 градусов перед собой и на 30—45 градусов в корму.

В своем окончательном рапорте комиссия выраз­ила мнение, что все четыре катера, проходившие ис­пытания, полностью отвечают условиям контракта. Она особо подчеркнула ценность катеров типа «Higgins», подвергнувшихся суровой критике обслу­живающего персонала. После этого отчета катера типа «Higgins» продолжали строить, хотя и в мень­шем количестве, чем катера типа «Elco».

 

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД