Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.
Главная / Катера / ИСТОРИЯ ТОРПЕДНЫХ КАТЕРОВ А.Е. ТАРАС / Экспериментальный катер «Hellcat» фирмы «Higgins».

Экспериментальный катер «Hellcat» фирмы «Higgins».

 

В заключительной части отчета утверждалось, что ни один из испытываемых катеров не мог срав­ниться по своим показателям с «Hellcat», экспери­ментальным катером, который фирма «Higgins» по­строила незадолго до этого:

«Это судно вплотную подошло к необходимым характеристикам и выглядело воплощением серь­езных улучшений обеих существующих моделей».

«Hellcat» появился в качестве своего рода ответа на часто высказываемое мнение, что торпедные ка­тера должны быть гораздо меньше по размерам, но при этом решать свои задачи с той же эффектив­ностью. Хиггинс направил в Корабельное Бюро про­ект 70-футового катера на базе своего 78-футового и одновременно за собственный счет построил про­тотип.

Этот катер с остроскулым корпусом имел разме­ры 21,49 х 5,44 х 1,75 м; был оснащен тремя мотора­ми «Packard 4М» по 1350 л.с. Вооружение состояло из четырех 12,7-мм пулеметов (в двух установках) и четырех 533-мм торпед Мк.13 бортового сброса.

Катер прошел первые испытания 30 июня 1943 года, развив скорость 46 узлов. На полном ходу он за 9 секунд повернул на 180 градусов и лег на обрат­ный курс, для чего 78-футовому катеру Хиггинса тре­бовались 22 секунды.

Представители флота пришли в восторг: судну с такой маневренностью и скоростью легче уцелеть во время воздушной бомбардировки. Не удивительно, что один из офицеров, участвовавших в испытаниях, написал в своем рапорте:

«Тремя жизненно важными характеристиками торпедного катера являются: а) СПОСОБНОСТЬ ПОДКРАДЫВАТЬСЯ, то есть, способность незаме­ченным выйти на позицию атаки; б) МОЩНОСТЬ ТОРПЕДНОГО УДАРА, наличие четырех скорост­ных торпед с большими боеголовками; в) СКО­РОСТЬ, дающая катеру возможность быстро уйти с места боестолкновения.

«Hellcat» обладает всеми тремя этими важней­шими характеристиками. Во-первых, это отличная способность подкрадываться. У него исключитель­но низкий силуэт, хорошая скорость (около 12 уз­лов) при ходе на малых оборотах, очень маленький кильватерный след, эффективная работа глушите­лей на малых оборотах и прекрасный обзор почти на 360 градусов.

Во-вторых, катер вооружен четырьмя торпеда­ми Мк. 13 бортового сброса, стало быть, обладает мощным торпедным ударом. В-третьих, катер раз­вивает отличную скорость, которая вкупе с имеющи­мися на борту средствами создания дымовой заве­сы позволяет ему оторваться и уйти от любого вра­жеского судна.

Ныне производящиеся катера... не обладают ни одним из этих трех качеств».

Автор другого рапорта предлагал немедленно прекратить выпуск 78-футовых катеров Хиггинса, а высвободившиеся мощности отдать под новые 70- футовые катера:

«Увеличение размеров с 70 до 80 футов было вызвано появлением дополнительного оборудова­ния и вооружения до такой степени, что нынешние катера фактически стали комбинацией торпедных и артиллерийских катеров. Это увеличение разме­ров и нагрузки, не сопровождающееся увеличением мощности двигателей, привело к увеличению силу­эта, неповоротливости, потери скорости и манев­ренности».

Впрочем, эти утверждение выглядят мало убеди­тельно. Во-первых, на самом деле мощность двигателей «Packard» увеличилась с 1250 до 1500 л.с. Во- вторых, тенденция превращения торпедных катеров в артиллерийские была обусловлена опытом боевых столкновений, тогда как «Hellcat» являлся возвра­том к идее чисто торпедного катера, без пушечного вооружения.

Как бы то ни было, 26 августа 1943 года флот ку­пил этот катер, которому присвоил номер РТ-564, и приказал провести сравнительные испытания с од­ним из 78-футовых катеров «Higgins». В сентябре 1943 года в спокойную погоду на мерной миле РТ-564 развил 47,82 узла, а 78-футовый катер РТ-282 показал 40,12 узла. Меньший катер оказался также более маневренным. Он имел меньший силуэт, особенно с носа и с кормы. Кроме того, обладая за­пасом топлива на 3800 литров больше, он гораздо дальше плавал. Комиссия свое мнение выразила так:

«Испытания РТ-564 прошли под наблюдением нижеподписавшихся... По мнению нашей комиссии испытуемый катер на голову превосходит все нынче состоящие на службе катера РТ».

Но восторги по поводу всего этого, а также тот факт, что 70-футовые катера можно было строить быстрее и дешевле, не учитывали одного неприят­ного обстоятельства, чрезвычайно важного именно для американцев. На 70-футовиках пришлось бы от­казаться от камбуза с электроплитой и холодильни­ка, от удобных жилых помещений, а также от допол­нительной площади для всевозможных запасов, включая продовольствие и пресную воду.

269

Катер «Hellcat» (РТ-564) фирмы Хиггинс.

 

Это только большевики, да еще японцы могли во­евать и умирать в самых скотских условиях. Амери­канцы всегда стремились делать то и другое с макси­мально возможным комфортом.

Комиссия распорядилась провести еще одно сравнительное испытание, на этот раз в бурных во­дах и рекомендовала, в случае его успешного завер­шения, приступить к немедленному серийному вы­пуску 70-футового катера вместо 78-футового. Од­нако вердикт Корабельного Бюро от 15 ноября 1943 года звучал гораздо менее восторженно, чтобы не сказать прохладно:

«Если оперативные силы уверены, что малый скоростной катер это именно то, что им требуется, и если они готовы смириться с потерей многих жиз­ненных удобств, которые не могут быть размещены на меньшем катере, а также с более слабым артил­лерийским вооружением, то Бюро уверено, что «Higgins» и другие фирмы смогут серийно произво­дить такой катер».

В итоге «Hellcat» так и не был запущен в серийное производство. Конференция экспертов, состоявша­яся в министерстве ВМФ 23 ноября 1943 года, реши­ла ничего не менять в налаженном выпуске продук­ции, «поскольку был признан нежелательным пере­ход на конструкцию совершенно нового типа».

Решающую роль сыграли соображения о том, что малый размер катера не позволит разместить на нем достаточно мощное артиллерийское вооружение, а его жилые помещения непригодны для долгого проживания в зоне боевых действий. Накопленный боевой опыт между тем показывал, что торпедные катера все чаще используются как канонерки и что экипажам приходится подолгу жить на катерах.

 

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД