Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.

Плавбазы торпедных катеров.

 

РТ-6, 8, 16, 17, 18 и 19 первоначально оставались в Штатах, из них сформировали Тренировочный центр торпедных катеров (PT-boat Training Center). С 21 января 1941 года их плавбазой стала построен­ная в 1929 году яхта «Hi Esmaro» (1333 т; 78 х 10,6 х5 м), которую флот купил и переименовал в AGP-1 «Niagara». Однако яхта была слишком легкой по­стройки, чтобы нести службу в открытом море и лишь занимала акваторию базы до тех пор, пока не потонула в мае 1943 года.

Помимо AGP-1 «Niagara», в 1941 году были куп­лены и превращены в плавбазы катеров еще два суд­на: AGP-2 «Hilo» (1534 т; б. «Моапа») и AGP-3 «Jamestown» (1730 т; б. «Alder»). Но и они были слишком легкой постройки и не удовлетворяли тре­бованиям несения бовой службы в открытом море.

Вскоре после того, как был накоплен первый опыт эксплуатации всех трех плавбаз, некий лейте­нант Спект (Specht) 3 июля 1941 года представил пе­речень обязательных требований к таким судам:

«...Плавбазы должны обладать следующими свойствами и возможностями:

а) Скорость 25—30 узлов.

б) Ёмкость бензобаков — 100.000 галлонов (378.000 литров) бензина с октановым числом 100. 

в) Обеспечение питанием и спальными местами 25 офицеров и 200 матросов, помимо экипажа судна.

г) Мастерские и оборудование для одновремен­ного ремонта 4-х торпед.

д) Должны быть склады торпед и их съемных бо­еголовок.

е) Должна быть оборудована механическая мас­терская для ремонта двигателей катеров.

ж) Должен иметься подъемный кран грузоподъ­емностью до 75 тонн.

з) Штабное помещение, столовая и складские помещения для экипажей катеров.

и) Место для хранения 12-и запасных двигате­лей для катеров».

Как уже сказано выше, для успешного ведения активных боевых действий американские торпедные катера, действовавшие на огромном удалении от своих портов, в разнообразных природно-климати­ческих условиях, чрезвычайно нуждались в плаву­чих базах.

Бывшие яхты и старые торговые суда, превра­щенные в плавбазы (AGP), мало подходили для этой роли. Тем не менее, за неимением лучшего, их ис­пользовали на Тихом океане. Впрочем, «Ниагару» пришлось затопить 24 мая 1943 года, после того как она получила серьезные повреждения от бомб япон­ского самолета.

Неудовлетворительные характеристики имев­шихся плавбаз, быстрое увеличение численности торпедных катеров и расширение зоны боевых дей­ствий на Тихоокеанском ТВД, все это заставило ко­мандование флота уже в 1942 году вплотную занять­ся решением данной проблемы.

Внимание флотских чинов привлекли серийно вы­пускавшиеся танкодесантные суда (LST) и малые плавучие авиабазы (AVP), которые, судя по всему, были вполне пригодны для переделки в плавбазы ка­теров. В декабре 1942 года главнокомандующий приказал, чтобы два LST переоборудовали в AGP. Первый из них следовало сдать к 1 февраля 1943 года. Приказ включал следующие требования:

(A) Спальные места, обеспечение питанием и са­нитарно-гигиеническими условиями 41 офицера, 21 сержанта и 225 рядовых.

(B) Вооружение: одна 127-мм универсальная пушка, 8 пушек калибра 40 мм в двух счетверенных турелях, восемь 20-мм пушек, с достаточным запа­сом снарядов и всего необходимого для их обслу­живания.

(C) Наличие на верхней палубе двух 36-футовых (11м) разъездных катеров;

(D) Шлюпбалки для них;

(E) Радиоаппаратура и радиолокационное обо­рудование;

(F) Спасательные плоты для всех людей;

(J) Один стрела для подъема тяжестей до 50 тонн;

(G) Два 5-тонных крана;

(H) Мастерская для обслуживания одной эскад­ры (12 катеров), включая оборудование для ремон­та двигателей торпед;

(К) Прачечная и два испарителя с производитель­ностью 4000 галлонов пресной воды в сутки;

(L) Склады для свежей провизии и консервов, с запасом продуктов на 45 дней;

(М) Склад для 48 торпед;

(N) Склад для шести запасных моторов к кате­рам;

(О) Склады для боеприпасов на 12 катеров;

(Р) Бензохранилище (60.000 галлонов) и обору­дование для заправки катеров в море на ходу;

(Q) Два торпедных воздушных компрессора про­изводительностью 20 кубических футов;

(R) Госпитальный отсек и каюта для врача.

 

270

Заправка топливом катера типа «Хиггинс» с плавбазы (фото 1943 г.).

 

Плавбазы AGP-3, 4, 5, 10, 11 («Portunus», «Varuna», «Orestes», «Acontios», «Silenus»), переде­ланные из бывших LST, заслужили хорошую репута­цию. Очень важным их достоинством являлось нали­чие 50-тонных стрел, с помощью которых поднима­ли катера из воды, так что для ремонта, замены вин­тов и т.д. не требовался сухой док. Кроме того, форма носовой части корпуса позволяла этим быв­шим десантным судам как бы «выезжать» на плос­кий песчаный берег, что было удобно для загрузки складов.

Объем ремонтных мощностей в приказе команду­ющего оказался завышенным. Следующие плавба­зы, начиная с AGP-14, имели меньше мастерских, зато больше запасных частей. Опыт боевых действий показал, что гораздо проще заменить поврежден­ный узел, чем ремонтировать его. Тем более, что то­му способствовала строгая стандартизация торпед­ных катеров, их вооружения и оборудования.

Четыре AVP (малые плавучие авиабазы) тоже превратили в плавбазы катеров (2800 т, 18 узлов). При этом с них удалили часть надстроек. Размеры жилых и ремонтных помещений у них были вполне достаточны, но места для инструментов и запчастей оказалось маловато. Зато они имели пост управле­ния огнем, были вооружены двумя 127-мм пушками, восемью 40-мм и восемью 20-мм зенитными автома­тами, плюс четырнадцать 135-кг глубинных бомб. То есть, это были хорошо вооруженные суда, которые в случае необходимости могли защищать свои кате­ра от самолетов и подводных лодок.

Главным недостатком AVP было отсутствие 50- тонной подъёмной стрелы. Если возникала необхо­димость ремонта днища или замены винтов, он не мог даже поднять над водой корму катера. AGP-6 «Oyster Вау», первый из бывших AVP, вступил в строй 17 ноября 1943 года. Вскоре за ним последо­вали другие суда этого типа: AGP-7—9 («Mobjeck», «Wachapreague» и «Willouggby».

Поскольку сферы действий катеров на Тихом океане и в Европе постоянно расширялись, два гру­зовых судна по 10.000 тонн (скорость 14,5 узлов), которые поначалу отвергли, пришлось все же пере­оборудовать в плавучие базы. Они получили номера AGP-12 и 13. На этих больших судах было более чем достаточно места для размещения всего необходи­мого, а главное, имелась 50-тонная грузовая стрела. Плавбазы AGP-12 и 13 пришли к Филиппинам зимой 1944 года.

Кроме того, были созданы несколько так называ­емых «передовых баз». В каждую входили: малый плавучий док, лихтер с двумя цистернами бензина по 1000 баррелей, плавучий кран, лихтер с мастер­ской для починки радаров. «Передовые базы» об­служивали подразделения торпедных катеров на ли­нии фронта.

Но, вообще говоря, большая потребность кате­ров в запасных частях (особенно для моторов и для торпед) порождала серьёзные проблемы. Р. Балкли (R. Bulkley) отметил в 1962 году:

«Торпедные катера нуждались в столь многих специфических запчастях, не имевших хождения в остальной части флота, и они столь часто вели бое­вые действия в отрыве от тех мест, до которых мог­ли дотянуться тыловые снабженцы, что оказалось проще боевым группам завести собственные суда снабжения, что и было сделано к удовлетворению всех заинтересованных сторон».

 

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД