Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.

«Быстрый» и его братья

На испытаниях в 1874 году новый 15-тонный ка­тер, первоначально называвшийся «Malstrom», раз­вил скорость 14,7 узла!

Как и в предыдущих случаях, «секрет» высокой скорости крылся в легком корпусе (17,37 х 2,28 х 0,91 м) с тонкой стальной обшивкой и в легкой ма­шине двойного расширения «большой мощнос­ти» — 90 л.с. Для ее облегчения Торникрофт вы­сверлил шатуны. Кроме того, вытянутый корпус с за­остренными обводами в носовой части снижал со­противление воды.

По прибытии в Осло катер переименовали в «Rapp», что значит «Быстрый». Правда, со штатной нагрузкой и всей командой на борту он не ходил бы­стрее 12,25 узлов, но для 1873 года и это было пре­красным показателем.

Его вооружение состояло из двух буксируемых цилиндрических торпед Харви с конусовидными оконечностями (длина 396 см, диаметр 23 см); буксирные тросы цеплялись к кольцу вокруг дымовой трубы. При скорости катера 11 узлов они шли под уг­лом 40 градусов к осевой линии. Позже буксируемые торпеды заменили шестовыми, еще позже — тор­педным аппаратом.

Стоит отметить, что катер «Быстрый» (Rapp) на­ходился в строю 47 лет, до 1920 года! Разумеется, уже в ином качестве, превратившись в судно берего­вой охраны. Срок для столь крошечного кораблика просто фантастический. А с 1920 года он является экспонатом морского музея. Это единственный со­хранившийся в мире торпедный катер периода 70-х годов XIX века.

В 1874—76 гг. Торникрофт построил по иностран­ным заказам еще 6 катеров, представлявших собой варианты «Rapp». По одному для Дании (№ 1), Австро-Венгрии (№ 1), Швеции («Spring», или № 1), Рос­сии («Шутка»), два катера для Франции. Их длина составляла от 54 до 67 футов (16,5—20,4 м). Благо­даря более мощным машинам (от 200 до 250 л.с.) они развивали скорость 16—18 узлов. Их вооруже­ние состояло из двух шестовых торпед.

  Шведы построили в 1878 году катер «Ulven» (или № 2), внешне являвшийся точной копией «Rapp».

 


 34

Схема устройства первых торпедных катеров Торникрофта.

 

  Но он на испытаниях показал всего лишь 10 узлов, так как был значительно тяжелее, чем прототип. В 1879 году шведы построили по собственному про­екту, ставшему развитием проекта «Ulven», еще 4 торпедных катера (№№ 3—6) с двухвальной сило­вой установкой. Увы! Они обладали неплохой море­ходностью, но оказались тихоходными.

35

В 1879 году верфь в Сиднее построила по черте­жам Торникрофта два торпедных катера («Ache­ron», «Avernus»), предназначенных для обороны ав­стралийского порта. Их проект тоже был вариантом «Rapp». При водоизмещении 16 тонн (23,77 х 3,05 м) и с машиной 300 л.с. они развивали 16 узлов.

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД