Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.
Главная / Катера / ИСТОРИЯ ТОРПЕДНЫХ КАТЕРОВ А.Е. ТАРАС / Торпедные катера Нидерландов после 1939 года

Торпедные катера Нидерландов после 1939 года

 

В 1939 году голландский флот заказал 36 катеров типа «PV» по чертежам Скотт-Пэйна.

Из них: 1 катер (ТМ-51) британской фирме «British Power Boat»; 8 катеров (ТМ-22—29) канад­скому филиалу «ВРВ» — фирме «Canadian Power Boat»; 8 катеров (ТМ-30—37) американской верфи «Fyffs Shipyard» (Нью-Йорк); 19 катеров (ТМ-52— 70) отечественной фирме «Gusto» в Схидаме, по ли­цензии «ВРВ».

Проектные тактико-технические характеристики последних 19 катеров были таковы: водоизмещение 30,8 (38,3) тонн; размеры 21,4 (19,7 по ВЛ) х 6,05 (5,95 по ВЛ) х 1,14 м; авиационные моторы «Rolls- Royce Merlin» 3 х 1100 л.с.; скорость 40 узлов; два 533-мм трубных ТА, два 20-мм автомата «Испано-Сюиза» в одинарных установках, глубинные бом­бы. Но, в отличие от деревянного британского про­тотипа, эти остроскулые катера с реданом были стальными.

После оккупации Нидерландов в 1940 году гер­манская армия захватила катера, строившиеся по проекту «ВРВ» на верфи «Gusto». Они находились на разных стадиях постройки, но в руки немцев попа­ло много материалов, подготовленных для их стро­ительства.

Фирма достроила для немцев 8 катеров (ТМ-52—59). В Кригсмарине они получили обозна­чения S-201—208. Вооружение было изменено под германский стандарт: одна 37-мм и две 20-мм пушки (боекомплект 2000 снарядов на каждый ствол) и два 533-мм торпедных аппарата.

Испытания ТМ-52 и ТМ-53 (S-201, 202) прошли в сентябре — октябре 1940 г. На испытаниях оба этих катера не показали по-настоящему хороших резуль­татов. Стальной корпус и более тяжелое вооружение привели к тому, что водоизмещение стало больше, чем у прототипа, они развили лишь 37—38 узлов. Бо­лее того, эту скорость удалось показать только на спокойной воде, поскольку катера с относительно плоским днищем слишком сильно ударялись о волны в свежую погоду.

В 1941 году первые 3 катера немцы передали ВМФ Болгарии, где они получили обозначения F-5, 6, 7. Впрочем, катера F-6 и 7 прибыли в Болгарию без моторов и без вооружения. Их довели «до ума» уже на месте. При этом моторы «Роллс-Ройс» по 950 л.с. немцы взяли со сбитых британских само­летов. Они вступили в строй летом 1943 года.

Еще 4 катера из серии ТМ-52—70 немцы в 1942 го­ду передали ВМФ Румынии, где они получили имена Vantul, Vartejul, Vedenia, Vulcanul. Их тоже осна­стили трофейными авиамоторами. Остальные 11 ка­теров (ТМ-60—70) не были достроены из-за отсут­ствия подходящих двигателей и оборудования.

Из 16 катеров типа «ВРВ» (ТМ-22—37), построен­ных по заказу Голландии в Канаде и США, пять (ТМ-23, 24, 25, 27, 31) были потеряны на Дальнем Востоке в 1943—44 гг. Четыре катера (ТМ-32, 35, 36, 37)  реквизировал американский флот (они получили обозначения РТ-368—371).

Наконец, фирма «Gusto» строила 8 катеров типа S-2 по чертежам германской фирмы «Luerssen», но под английские моторы «Rolls-Royce Merlin». Эти катера после оккупации Нидерландов фирма до­строила для германского флота (при этом вместо ан­глийских моторов были установлены немецкие МВ-500). Они вошли в состав Кригсмарине под обоз­начениями S-151 —158.

Все катера, числившиеся к началу войны в гол­ландском флоте, включая 18 катеров (ТМ-4—21), по­строенных в Сурабае, были потеряны в ходе Евро­пейской и Дальневосточной войн.

Во время войны голландский флот получил во временное пользование 10 британских катеров (МТВ-222, 229, 231, 235, 236, 240, 418, 436, 437, 453). Один из них (Sperber II) в 1942 году подорвался на мине в Северном море.

 

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД