Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.
Главная / Катера / ИСТОРИЯ ТОРПЕДНЫХ КАТЕРОВ А.Е. ТАРАС / Торпедные катера СССР. Комиссия по вопросу применения глиссеров в военном флоте “Комглисс”.

Торпедные катера СССР. Комиссия по вопросу применения глиссеров в военном флоте “Комглисс”.

 

Как известно, летом 1919 года британские торпедные катера дважды успешно ата­ковали корабли Балтийского флота в районе Кронштадте. При этом они потопили два старых крейсера и повредили линкор.

Эти атаки наглядно пока­зали большевикам, что от­важные люди на малых быст­роходных судах способны добиться успеха в схватке с крупными боевыми ко­раблями.

В 1920-е годы планы большевиков относительно применения флота в «грядущих сражениях с импе­риалистами» не простирались дальше функций бе­реговой обороны. Поскольку гидрографические ус­ловия прибрежных вод СССР на Балтике и в Черном море вполне подходили для использования скорост­ных катеров-глиссеров, постольку именно их сочли главным видом оружия пресловутого «малого фло­та». Очень важно было и то, что катера можно было строить быстро, дешево, в большом количестве.

Уже в 1920 году была создана Комиссия по во­просу применения глиссеров в военном флоте — «Комглисс». В ее состав вошли несколько изобрета­телей, а председателем стал какой-то А.А. Зернов. Эта комиссия за два года построила пять экспери­ментальных глиссеров с воздушными винтами, ни один из которых не был принят на вооружение. Впрочем, сие не удивительно. Почти всех членов Комглисса лучше всего характеризует определение «технический авантюрист». Достаточно упомянуть одного из них — Л.В. Курчевского (1891—1939), изо­бретавшего все, что угодно, от вездеходов-амфибий до реактивных торпед (наибольшую известность по­лучили его безоткатные пушки).

Как бы там ни было с другими проходимцами, Зернов в 1922 году представил свой проект речного торпедного катера. За основу он взял построенный в предыдущем году аэроглиссер «грузового типа» с авиационным мотором «Фиат» мощностью 100 л.с.

Размеры торпедного катера были 10 х 2,5 х 0,15 м (при высоте борта 50 см). Деревянный пло­скодонный корпус имел один редан. Силовая уста­новка — два авиамотора общей мощностью 450 л.с., размещенные тандемом. Скорость — до 40 узлов. Дальность плавания — до 270 миль. Вооружение: лотковый аппарат для 457-мм торпеды и 7,62-мм пу­лемет «максим».

 276

Проект торпедного катера Зернова. 

 

Однако этот проект был столь «сырым», что ка­тер даже не пытались строить. Стало ясно, что с Комглиссом надо кончать, а проектирование торпед­ных катеров поручить более грамотным людям.

 

 

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД