Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.

Катер АНТ-3 «Первенец».

 

В январе 1925 года Центральный Аэро- и Гидро­динамический Институт (ЦАГИ) им. Н.Е. Жуковского получил приказ Реввоенсовета СССР спроектиро­вать и построить экспериментальный торпедный ка­тер. Проектирование поручили специалистам ЦАГИ потому, что именно здесь были созданы граждан­ские глиссеры ГАНТ-1 (1921 г.) и ГАНТ-2 (1923 г.).

Техническое задание включало следующие усло­вия: вооружение — две 533-мм торпеды; скорость — 100 км/час (54 узла). Но главное, катер требовалось сделать компактным, поскольку в качестве носите­лей катеров-торпедоносцев предполагалось исполь­зовать крейсеры. По той же причине он должен был иметь специальные приспособления для подъема на борт корабля-носителя*. Отдельно были оговорены требования к живучести (наличие водонепроницае­мых переборок) и способность выдерживать трех­балльную волну. Дальность плавания задание опре­деляло не менее, чем в 300 миль.

Разработку проекта руководство ЦАГИ поручило группе авиационных конструкторов, которую возгла­вил А.Н. Туполев (1888—1972), создатель первых со­ветских бомбардировщиков АНТ. В группу входили A.А.  Архангельский, Н.В. Грибов, Н.С. Некрасов, B.Н. Петляков, М.Н. Петров, Т.П. Соприкин, И.В. Чет­вериков. В качестве образца для подражания кон­структоры получили трофейный торпедный катер Торникрофта типа «55 футов».

Однако к решению поставленной задачи они, ес­тественно, подошли по авиационному, что и определило оригинальный облик первых советских торпед­ных катеров. Форма корпуса (17,3 х 3,3 х 0,9 м) бы­ла заимствована у поплавка гидросамолета. Мате­риалом для него послужил только что начавший при­меняться в авиастроении легкий, но прочный дюраль (разновидность алюминия). 

 

277

Серийный Ш-4.

Моторы тоже поставили авиационные, американ­ские «Райт-Циклон» по 600 «лошадей». Система ре­верса (заднего хода) должна была обеспечить катеру зна­чительную свободу маневра.

Расчетная дальность пла­вания была определена в 340 миль. На округлой палубе находилась невысокая рубка, похожая на кабину самолета. Водоизмещение катера со­ставило 8,9 тонны. Экипаж состоял из трех человек (ко­мандир, боцман, моторист).

Но вооружение пришлось ограничить одной 457-мм тор­педой образца 1912 года в кормовом лотке и одним 7,62-мм пулеметом «Максим».

Катер построили в москов­ских мастерских ЦАГИ за полтора года, с 30 июля 1925 по январь 1927 гг. В начале марта 1927 года готовый ка­тер (он именовался сначала ГАНТ-3, потом Г-3, неофици­ально — «Первенец») с тру­дом извлекли из здания мас­терских, погрузили на желез­нодорожную платформу и от­правили в Севастополь.

17 марта катер спустили на воду. В апреле нача­лись его испытания, длившиеся 2 месяца. Их резуль­таты приемная комиссия флота признала удовлет­ворительными: «ЦАГИ выполнил поставленное ему задание полностью». Во время испытаний на спо­койной воде «Первенец» с полной нагрузкой развил фантастическую скорость 54 узла! Без груза его ско­рость превышала 55 узлов.

Но в ветреную погоду он недостаточно хорошо держал курс. Мореходность не превышала 2-х бал­лов. При движении полным ходом вода заливала рубку. Огонь из пулемета можно было вести лишь на скорости до 20 узлов. Вместо двух 533-мм торпед нового образца (53—27) катер нес одну старую 457-мм (45—12). Впрочем, приемный акт гласил:

«Принимая во внимание, что данный глиссер яв­ляется опытной конструкцией, комиссия считает, что ЦАГИ выполнил поставленное ему задание пол­ностью и глиссер, независимо от недочетов воен­но-морского характера, подлежит приему».

В августе 1927 года катер вошел в состав флота («Первенец» входил в состав Черноморского флота до 10 июля 1933 года. Затем его перевели в состав Каспийской флотилии. Во время войны он был разо­ружен и превращен в рейдовый катер).

Однако слабое торпедное вооружение и недоста­точная мореходность помешали ему пойти в серию. Военно-политическое руководство СССР решило за­пустить в производство катер улучшенной конструк­ции. Серийное строительство 36 таких катеров оно заранее включило в первый пятилетний план разви­тия экономики СССР на 1927—1932 гг.

 

*  В 1925 году в состав советского флота на Балтике входили крейсеры «Аврора» и «Профинтерн»; на Черном море — крейсер «Коминтерн», осуществлялась дострой­ка крейсеров «Червона Украина» и «Красный Кавказ».

 

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД