Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.

Катера типа Ш-4.

 

В сентябре 1927 года Техническое управление РККФ выдало ЦАГИ заказ на проектирование и по­стройку нового торпедного катера — улучшенного варианта «Первенца».

На этом катере (ГАНТ-4, или «Туполев», позже Г-4) носовую оконечность сделали более угловатой, что улучшило мореходные качества. Для увеличения прочности корпуса усилили дюралевую обшивку. Два американских бензиновых двигателя «Райт-Тайфун» по 550 л.с. весили меньше и занимали меньший объем, чем моторы «Райт-Циклон». Это позволило разместить в кормовом лотке две торпеды.

Для выбрасывания торпед из лотка служило по­роховое выталкивающее устройство. Его основным элементом являлся баллон-газообразователь, в ко­тором производился подрыв заряда бездымного по­роха. Сам этот баллон изготовляли из расточенного 152-мм фугасного снаряда. Была также предусмот­рена возможность установки второго пулемета на турели в палубном люке перед рубкой. 

278

Катер ГАНТ-4 на испытаниях.

 

Рубка стала закрытой и немного просторней. Внутри ее находились приборы управления: штур­вал автомобильного типа, машинный телеграф, два тахометра (по одному на двигатель), приводы к дросселям регулировки га­за, магнитный компас, планшет с картами, короб­ка автоматической стрель­бы (для пуска второй тор­педы с некоторой задерж­кой после первой). В зад­ней части рубки установили радиостанцию. Правда, масса катера возросла на одну тонну (9,83 т; разме­ры 17,3 х 3,3 х 0,8 м), а скорость полного хода сни­зилась до 50,5 узлов.

Катер ГАНТ-4 заложили в октябре 1927 года, спу­стили на воду 3 сентября 1928 года в Севастополе, а уже 1 декабря его принял флот*. Результаты испы­таний признали удовлетворительными, катер с не­значительными изменениями был принят к серийной постройке под обозначением Ш-4.

 

279

Поперечное сечение катера типа Ш-4.

 

Осенью 1928 года началась постройка серийных катеров. Ее осуществлял судостроительный завод «имени товарища Андре Марти» в Ленинграде (быв­ший Адмиралтейский завод, объединенный с быв­шим Франко-русским заводом) в специально обору­дованном цехе № 17. За четыре года завод сдал флоту пять серий катеров общим числом 59 единиц.  

280

Общий вид торпедных аппаратов желобного типа для 457-мм торпед образца 1912 года:

1 — дуга для открывания курка торпеды; 2— стопоры; 3— толкач с цилиндром; 4— выключатель с приводом; 5 — баллон-газообразователь; 6 — коробка автоматической стрельбы торпедами; 7— аккумуляторная батарея; 8— тру­бопровод; 9— распределитель с пружинным буфером и пятой к стопорам; 10— механизм для убирания стопоров и пуска приборов Обри 281 Один из первых катеров типа Ш-4 во Владивостоке (фото 1932 г.). 282

Катера Балтийского флота типа Ш-4 (фото 1937 г.). 

Ш-1—5 (серия I) вступили в строй в 1929 году; LU-6—29 (серия II) — в 1929—31 гг.; Ш-30—47 (серия III) - в 1931-32 гг.; Ш-48-53 (серия IV) — в 1932 го­ду; Ш-54—59 (серия V) — в 1932 году.

Из них 28 катеров в 1932 году были переведены с Бал­тики и Черного моря на Даль­ний Восток; 30 остались на Балтике, один — на Черном море.

Семь катеров типа Ш-4 по­строили на средства, собран­ные общественностью. По­этому они имели, помимо ли­терно-цифрового обозначе­ния, еще и названия:

«Революционный метал­лист» (Ш-1), «Сибиряк» (Ш-2), «Красный Осоавиахи- мовец» (Ш-3), «Пролетарий Украины» (Ш-5), «Рабочий Украины» (Ш-27), «Пионер» (Ш-29), «Партизан» (Ш-56).

Несколько катеров типа Ш-4 на Балтике предостави­ли в распоряжение Остехбюро для секретных экспери­ментов по радиоуправлению.

Первый образец радиоап­паратуры так называемого «волнового управления», разработанный инженером В.И. Бекаури (1882-1937) в 1920-е годы, повторял сис­тему дистанционного управ­ления немецких катеров типа «FL» периода 1917—1918 гг. Аппаратура Бекаури, как и немецкая, позволяла управ­лять торпедными катерами без экипажей из командир­ской рубки штабного катера.

Серьезным недостатком такого принципа наведения катера на цель являлась труд­ность наблюдения за против­ником. Команды оператора чаще всего оказывались не­точными.

Поэтому для Ш-4 приняли другую систему радиоуправ­ления — с гидросамолета-наблюдателя типа ЮГ-1, разра­ботанную А.Ф. Шориным в 1930 году. Но после разгро­ма Остехбюро органами НКВД в 1937—38 гг. эксперименты с «волновым уп­равлением» прекратились.

283

Катер Балтийского флота типа Ш-4.

 ТТД серийных катеров Ш-4 были таковы: водоиз­мещение 9,6 (10,04) тонны; размеры 16,82 м (с кон­солями 17,3) х 3,33 х 0,81 м; 5 отсеков (таранный, мотор­ный, командной рубки, бен­зиновых цистерн, кормовой).

12-цилиндровые V-образ­ные моторы «Райт-Тайфун» 2 х 550 л.с. (до 2100 об/мин); скорость на сдаточных испы­таниях в пределах 43,5—47 узлов; запас топлива 1,085 тонны; расчетная дальность плавания 300 миль на 25 уз­лах (фактическая от 212 до 284 миль); экипаж 5 человек.

Вооружение: 2—457-мм торпеды образца 1912 года; 1—7,62-мм пулемет ШКАС.

Но, увы! Мореходность этих катеров (2 балла!) оказалась недостаточной не только для Дальнего Востока, но и для осенне-зим­них условий Балтики и Черного моря. Корпуса ис­пытывали сильную вибрацию на полном ходу; зары­вались в воду на зыби; долго выходили на редан.

Дюралевые корпуса в соленой воде подвергались интенсивной коррозии. Поэтому все катера после возвращения из каждого плавания приходилось под­нимать на береговую стенку, протирать керосином и хранить в крытых, хорошо вентилируемых помеще­ниях. На воду их спускали только перед новым выходом в море. Кроме того, качество строительства ока­залось неудовлетворительным (непрочность фунда­ментов под моторами и другие недостатки).

В силу этих причин катера Ш-4 находились в бо­евом составе флота всего 6—8 лет.

 Êàòåðà ×åðíîìîðñêîãî ôëîòà òèïà Ø-4.

Катера Черноморского флота типа Ш-4. 

   В войне 1941—45 гг. участвовали только 13 катеров этого ти­па. Остальные к тому времени разоружили, превра­тив в учебные либо в рейдовые катера. Во время вой­ны часть их переоборудовали в противолодочные, вооружив 12 малыми глубинными бомбами, которые укладывали в торпедный лоток.

285

 

* С 1.08.1933 входил в состав Морских Сил Дальнего Востока. С 9.04.1937 был превращен в рейдовый катер во Владивостоке.

 

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД