Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.

Катера типа Г-5.

 

Итак, катер Ш-4 не устраивал моряков. К тому же он был спроектирован под импортные двигатели.

В 1929 году большевики купили чертежи реданного торпедного катера MAS-431, разработанного совместно итальянской верфью «Baglietto» и фран­цузской «Ateliers et Chantiers de la Loire». Было ре­шено спроектировать новый катер с учетом опыта, полученного при строительстве, испытаниях и экс­плуатации катеров типа Ш-4, а также с учетом новых идей, возникших в процессе изучения итало-французского проекта.

 

Прототип ГАНТ-5

 

Новый экспериментальный глиссер ГАНТ-5 спро­ектировала и построила в ЦАГИ в 1930—33 гг. все та же группа А.Н. Туполева. Его обводы повторяли АНТ-4, с увеличением длины корпуса на 46 см (в свя­зи с применением торпед большего калибра и новых двигателей). Но конструктивно ГАНТ-5 почти не от­личался от своего предшественника.

Проектирование и строительство шло медленно. С одной стороны, требовалось решить ряд сложных задач (повысить прочность корпуса, пересмотреть схему и компоновку силовой установки, обеспечить хорошую технологичность производства и т.д.). С другой — приходилось ждать завершения работ по созданию отечественных двигателей ГАМ и тор­пед образца «53—27».

В конце концов, не дождавшись ни того, ни дру­гого, на экспериментальный катер установили италь­янские авиационные моторы «Изотта-Фраскини» по 1000 л.с. Торпеды тоже пришлось взять для испы­таний прежние, 457-мм образца 1912 года. Испыта­ния заняли весну и начало лета 1933 года. С полной весовой нагрузкой катер развил 58 узлов (107,4 км/час), а без нагрузки — 65,3 узла (120,9 км/час)! Так быстро не ходил ни один воен­ный катер в мире.

Мореходность ГАНТ-5 была лучше, чем у Ш-4: за счет большего водоизмещения (на 4,5 тонны) ка­тер уверенно держался на трехбалльной волне. Про­дольно-поперечная система набора сделала более прочным его клепаный корпус из кольчугалюминия (особого сплава алюминия, созданного на Кольчугинском заводе металлургом В.А. Буталовым). За­ключение приемной комиссии от 17 июня 1933 года гласило:

«Корпус ведет себя хорошо, нет вибрации, ус­тойчив на курсе, как без нагрузки, так и с торпеда­ми и при различном состоянии моря (проверен до четырех баллов)... Комиссия считает, что настоящий торпедный катер является лучшим из существую­щих у нас как по вооружению, так и по техническим свойствам, и рекомендует его для серийной по­стройки».

 286

Катер ГАНТ-5

 

Флот принял катер 1 авгу­ста 1934 года*. Он имел во­доизмещение 14,5 тонн; раз­меры 19,1 х 3,4 х 1,2 метров; экипаж 6 человек. Вооруже­ние включало, помимо двух торпед, два 7,62-мм пулемета ШКАС.

Дальность плавания эко­номичным ходом составила 407 миль (радиус действия был меньше в 2—3 раза), на 100 миль больше, чем у ка­теров типа Ш-4.

Массовое строительство катеров типа ГАНТ-5 (серия получила обозначение «тип Г-5», проект 116) началось го­дом позже. Правительство решило, что нет смысла запу­скать его в производство до тех пор, пока отечественная промышленность не наладит выпуск мощных отечествен­ных моторов. А это удалось сделать только к концу 1933 года.

Инженер А.А. Микулин (1895—1985) скопировал аме­риканские моторы фирмы «Райт». Его поделка получила название ГАМ-34. Мощность составила 675 л.с. Таким об­разом, мощностью (а также числом оборотов) они серьез­но уступали «Изотта-Фраскини». Впрочем, Микулин мно­го лет совершенствовал ис­ходную модель. Постепенно он довел мощность мотора ГАМ-38 до 1250 л.с.

 

* После шести лет службы весной 1941 года его разоружи­ли и превратили в учебный катер.

 

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД