Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.
Главная / Катера / ИСТОРИЯ ТОРПЕДНЫХ КАТЕРОВ А.Е. ТАРАС / Развитие класса паровых торпедных катеров с конца 70-х годов XIX в.

Развитие класса паровых торпедных катеров с конца 70-х годов XIX в.

    Развитие торпедных судов с конца 70-х годов XIX века пошло в трех направлениях:

Во-первых, строились ми­ноносцы 1-го класса, которые изначально создавались для автономных действий. Они быстро увеличивались в раз­мерах и уже к 1895 году пре­вратились в эскадренные ми­ноносцы (истребители мино­носцев, «destroyers») или «контр-миноносцы».

Во-вторых, почти все флоты обзаводились го­раздо меньшими по размерам миноносцами 2-го или 3-го класса, так называемыми миноносками.

Они предназначались как для автономных дей­ствий в прибрежных водах, так и для доставки в район боевых действий на верхней палубе крупных боевых или транспортных судов. Их водоизмещение поначалу не превышало 23—28 тонн.

Однако довольно быстро моряки убедились в том, что мореходность, автономность и дальность плавания столь малых кораблей недостаточны. По­этому их габариты и водоизмещение повсеместно стали увеличивать, а вооружение - усиливать. Так, к 1904 году японские миноносцы 2-го класса имели водоизмещение 80—110 тонн; водоизмещение япон­ских миноносцев 3-го класса составляло 40—52 тонн. Они несли по 2—3 трубных торпедных аппарата.

 37

Палубный торпедный катер германского крейсера «Irene» (1887 г.)


39

Фотография русской миноноски «Коноплянка» (типа «Ярроу») наглядно показывает, что миноноски по своим размерам и вооружению существенно превосходили палубные торпедные катера

 

В-третьих, почти все броненосцы, большинство броненосных и бронепалубных крейсеров получали в качестве дополнительного вооружения один — два палубных паровых катера (баркасы), снабженных аппаратами для выстреливания самодвижущихся ли­бо метательных торпед. Размеры и водоизмещение таких катеров все время оставались жестко ограни­ченными: максимум 65 футов (19,8 м), полное водо­измещение не более 20 тонн.

Различия между палубными торпедными катера­ми и миноносками заключались в следующем.

Первые имели нормальное водоизмещение не бо­лее 16—18 тонн; длина корпуса была не более 18—20 метров; их можно было поднимать на верхнюю палу­бу крупных кораблей с помощью шлюпбалок либо специальных кранов; артиллерийское вооружение отсутствовало или состояло из одной малокалибер­ной пушки (митральезы).

Водоизмещение миноносок превосходило 20 тонн, длина корпуса была свыше 21—23 метров, их подъем на борт кораблей-носителей не предусмат­ривался. Шлюпбалки и грузовые стрелы крупных судов просто не могли выдержать их вес.

Как я уже сказал раньше, меня интересуют, преж­де всего, палубные торпедные катера, а также те ми­ноноски, полное водоизмещение которых не превы­шало 20 тонн, а длина — 18 метров.

Однако сведения о них в доступных источниках крайне скудны. Поэтому пришлось ограничиться ука­занием наиболее типичных конструкций, а также не­скольких экспериментальных разработок.

(Хотел бы отметить в данной связи, что некий Владимир Газенко около трех лет назад выпустил в свет книгу по истории отечественных торпедных катеров, основные идеи и структура которой (а так­же многие рисунки) повторяют изданную мной в 1999 году книгу «Торпедой — пли! История малых торпедных кораблей» (раз­умеется, при этом он «забыл» указать ее в списке использо­ванной литературы).*

Однако этот деятель не понял того критерия, кото­рым я руководствовался, про­водя разграничительную чер­ту между миноносцами, мино­носками и палубными катера­ми — поскольку я не изложил сей критерий в письменном виде, а держал в голове. Он явно хотел «превзойти» мою публикацию, но в результате представил на всеобщее обозрение великолепный об­разец глупости.

Если я ограничился мино­носками, которые в самом деле являлись малыми торпедными кораблями, то у Газенко чуть ли не по­ловину объема истории торпедных катеров (106 страниц текста из 250) заняла история миноносцев. Меня особенно умиляет тот факт, что он дал этому разделу название «Минные катера эскадренных бро­неносцев времен русско-японской войны 1904— 1905 гг.», хотя собственно катерам уделил всего-на- всего одну страницу!

Вместо описания минных катеров Газенко при­вел краткие характеристики, переписаннные из жур­нала «Судостроение» за 1970-е годы, не только ми­ноносок постройки 1877—79 гг., которых «с натяж­кой» еще можно отнести к катерам, но и всех типов миноносцев, построенных в период 1880—1903 гг., начиная от «Батума» (48 тонн) и кончая «циклона­ми» (152 тонны.

* См.: Газенко В.Н. Торпедные катера (Иллюстриро­ванный справочник). М., 2002, с. 45—151.

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД