Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.
Главная / Катера / ИСТОРИЯ ТОРПЕДНЫХ КАТЕРОВ А.Е. ТАРАС / «Крокодилы» профессора Левкова. Проект Л-11 и Л-5Т.

«Крокодилы» профессора Левкова. Проект Л-11 и Л-5Т.

 

В 1940 году появился экспериментальный трех­моторный катер Л-11 (масса 2,7 тонны; габариты де­ревянного корпуса 19,6 х 3,68 х 2,88 м; 3 авиамото­ра М-11 по 110 л.с.; экипаж 3 человека). Он развивал скорость до 45 узлов.

Левков считал, что третий двигатель, установлен­ный в средней части катера, увеличит давление в воз­душной подушке. За счет этого возрастут скорость хода, высота подъема корпуса, грузоподъемность. Испытания в Финском заливе полностью подтверди­ли это предположение.

Тогда конструкторы переделали в трехмоторные катера Л-5 (он стал называться Л-5Т) и Л-9 (Л-9Т). Были также построены 3 серийных катера проекта Л-5Т (они же ТКЛ-2), которые вошли в состав Бал­тийского флота в 1940 году.

Масса 14,76 тонны; дюралевый корпус 28,6 х 5,35 х 2,9 м; 3 авиамотора М-62 по 1000 л.с.; скорость 70 узлов (129,64 км/час); 2—457-мм торпеды, 2—7,62-мм пулемета; экипаж 3 человека. 

Были у катеров-катамаранов и серьезные недо­статки. Они очень чутко реагировали на перекладку рулей, из-за чего при поворотах давали большой крен и нередко заваливались на бок. Кроме того, ка­тера сильно сносил боковой ветер. Чтобы стабилизи­ровать движение катеров по курсу, Левков установил на корпусе специальные рули, опускавшиеся по бор­там в воду.

Сильные брызги при движении полным ходом значительно ухудшали видимость. Мореходность не превышала 4 баллов — удары волн нарушали регу­лировку жалюзи или вообще выводили их из строя.

Но самые большие проблемы были связаны с двигателями. В морских условиях авиационные мо­торы давали перебои и вообще останавливались, ес­ли вода попадала в карбюратор. Не имея достаточ­ного воздушного охлаждения вследствие горизон­тальной установки, при длительной работе они пере­гревались.

После начала войны с Германией все катера Лев­кова законсервировали на базе Литке в Кронштадте. В том числе три малых деревянных катера типа Л-9 (ТКЛ-20—22) по 2,13 тонны (19,6 х 3,68 м), вступившие в строй летом 1941 года. Они являлись учебно­-тренировочными и посыльными.

 

318 Катер Л-11 с тремя моторами.

 

А в 1947 году катера Левкова признали «устарев­шими» (!) и уничтожили.

Слабым утешением для профессора и его коман­ды могло служить то, что ни одна страна в мире, кро­ме СССР, еще долго не имела подобных судов. «Крокодил» Левкова опередил «ховеркрафт» анг­личанина Кристофера Коккерелла (Christopher Cockerell) на 24 года! Сам же конструктор умер 2 ян­варя 1954 года от инсульта, не дожив до 60-и лет.

Катера типа «Л» упомянуты в первом томе спра­вочника «Waffentechnischen Nachrichten aus fremden Marinen», изданого главным командованием герман­ского флота (Oberkommando der Kriegsmarine) в ав­густе 1943 года. Указаны их данные: длина 25 м, ши­рина 5 м, вооружение — 2 торпеды и три пулемета. Самое интересное то, что эти катера характеризу­ются именно как суда на воздушной подушке:

«Вертикальный воздушный пропеллер, с помо­щью которого судно поднимается из воды на 70 см спереди и на 30 см сзади... Новый метод создания тяги. Шесть больших отверстий в днище катера мо­гут открываться и закрываться заслонками в двух направлениях — к носу и к корме. Внутри катера над каждым из этих отверстий находится двигатель мощностью 1100 л.с., вращающий большие венти­ляторы. Катер скользит над водой на скорости до 130 километров в час».

Как видим, германская разведка работала хорошо.

 

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД