Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.
Главная / Катера / ИСТОРИЯ ТОРПЕДНЫХ КАТЕРОВ А.Е. ТАРАС / Катера типа «Комсомолец» (пр. 123,123-бис).

Катера типа «Комсомолец» (пр. 123,123-бис).

 

Новый торпедный катер с дюралевым корпусом «Ком­сомолец» (проект 123) спро­ектировала в 1939 году груп­па конструкторов завода № 194 («имени Андре Мар­ти»), которую возглавлял П.И. Таптыгин.

Имея почти такие же габа­риты, что и Г-5, он во всех от­ношениях его превосходил. В днище по всей длине корпу­са проходила полая балка, которая играла роль киля. По бортам ниже ватерлинии имелись боковые кили, уменьшавшие качку. Море­ходность достигла 4-х бал­лов. Число водонепроницае­мых отсеков возросло до пя­ти. Вместо кормового лотка появились бугельные торпед­ные аппараты.

Первый катер проекта 123 (собственно «Комсомолец») заложили 30 июля 1939 года на заводе № 194. На воду его спустили 16 мая 1940 года и отправили в Севастополь для испытаний. В строй он всту­пил 25 октября того же года, получив обозначение ТК-351.

Тактико-технические дан­ные «Комсомольца»: водоиз­мещение 15,27 (полное 17,2) тонны; размеры 18 х 3,4 х х 1,2 м; моторы ГАМ-34Ф 2 х х 1000 л.с.; скорость 52 узла; дальность плавания 345 миль на 17 узлах; экипаж 6 человек. Вооруже­ние: 2—533-мм бугельных ТА, 1 — 12,7-мм пулемет ДШК, 4 глубинные бомбы М-1.

В 1942 году проект улучшила в ЦКБ-32 группа Ф.Л. Ливенцева. Конструкторы значительно усилили зенитное вооружение, вместо одного пулемета ДШК поставили четыре, в двух спаренных установках. Что­бы избежать перегрузки, пришлось уменьшить ка­либр торпед до 457 мм. Зато вместо бугельных аппа­ратов поставили трубные. Была усилена конструк­ция корпуса, что подняло мореходность до 5 бал­лов. Рубку и пулеметные установки защитили 7-мм броней. Изменения коснулись технологии производ­ства, был также сделан ряд мелких усовершенство­ваний. Отечественные моторы ГАМ-34 сменили бо­лее мощные американские моторы «Паккард».

В итоге водоизмещение возросло на 5 тонн, ско­рость полного хода снизилась на 4 узла. Но главный «минус» заключался в том, что дальность плавания сократилась на 100 миль! Такой оказалась плата за более мощное вооружение, бронирование рубки, % усиление корпуса.  

Начальство утвердило проект в августе 1943 года. В ноябре тюменский судостроительный завод зало­жил головной катер нового проекта, получившего обозначение 123-бис. Всего в 1944—45 гг. вступили в строй 30 катеров проекта 123-бис: 4 на Балтике (ТК-131 —134), 26 на Дальнем Востоке (ТК-7, 100, 110-112, 120, 122, 123, 130, 140, 142, 143, 146, 148,472—481, 607, 608). Все их построили в Тюмени на заводе № 639.

328

Катер проекта 123-бис (мемориальный комплекс на Поклонной горе в Москве). 

329

Катер проекта 123-бис (мемориальный комплекс на Поклонной горе в Москве). 

 

ТТД серийных катеров: нормальное водоизмеще­ние 19,2 (полное 20,5) тонн; размеры 18,7 х 3,44 х х 1 м; моторы «Паккард» 2 х 1200 л.с.; скорость 48 узлов; дальность плавания 240 миль на 13,5 узлах; экипаж 7 человек; автономность одни сутки. Воору­жение: 2—457-мм трубных ТА, 4—12,7-мм пулемета ДШК (2 х II), 6 глубинных бомб М-1.

 

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД