Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.
Главная / Катера / ИСТОРИЯ ТОРПЕДНЫХ КАТЕРОВ А.Е. ТАРАС / Действия советских торпедных катеров во время войны.

Действия советских торпедных катеров во время войны.

 

К началу войны с Германией в советском флоте было 269 торпедных катеров, то есть, больше, чем у других флотов мира. На 90% они относились к типу Г-5. При этом 135 катеров числились в Тихоокеан­ском флоте; 84 — в Черноморском; 48 — в Балтий­ском; 2 — в Северном.

Советские торпедные катера входили в состав бригад, делившихся на дивизионы, отделения и зве­нья. Каждое отделение включало три звена (всего 6 катеров); дивизион — два или три отделения (12—18 катеров), а бригада — два или три дивизиона.

Как уже сказано выше, я не ставил своей задачей описание боевых действий торпедных катеров. Впрочем, что касается советских катеров, то резуль­таты их боевой деятельности на всех ТВД были чрез­вычайно малы. Вот что пишет об этом немецкий ис­торик Юрген Мейстер:

«Эффективность действий советских ТКА была ослаблена из-за уязвимости их бензиновых двигате­лей от огня противника и малых размеров катеров, не обладавших хорошими мореходными качества­ми... Потери кораблей, подвергавшихся атакам рус­ских ТКА, которыми их экипажи управляли самым бесшабашным образом, были малы, если судить с точки зрения предоставлявшихся возможностей...

Советские моряки, демонстрируя такую же хра­брость, тем не менее, почти всегда тактически проиг­рывали немецким, финским, итальянским морякам».

Мемуары бывших противников отмечают, с од­ной стороны — почти самоубийственную храбрость, а с другой стороны — низкий профессионализм со­ветских моряков-катерников. Мейстер подчеркивает:

«Советские катера были задействованы на 100% во всех операциях. Но поскольку они действовали чаще всего в качестве транспортных судов, то с са­мого начала оказывались в гораздо худшей тактиче­ской ситуации, чем германские ВМС. Один только этот факт объясняет, почему советские катера, не­взирая на мужество и воинскую доблесть, прояв­ленные их экипажами, не смогли показать те резуль­таты, которые от них можно было бы ожидать.

Кроме того, на Баренцевом море и в других регионах, где эти катера действительно использова­лись по своему прямому назначению, сразу же выяв­лялось катастрофическое отсутствие должной выуч­ки и грамотной тактики, что русские пытались ком­пенсировать массовыми атаками и личной храброс­тью экипажей».

Разумеется, мемуары советских ветеранов вой­ны и сочинения «историков с погонами на плечах, партбилетами в карманах» рисуют совершенно иную картину. Согласно им, советские торпедные катера утопили многие и многие десятки боевых кораблей, вспомогательных и транспортных судов под флагами Германии, а также ее союзников.

Наиболее яркий пример подобного вранья — коллективная монография «Курсами доблести и сла­вы: Боевой путь торпедных катеров Советского ВМФ», изданная в 1975 году под редакцией вице-адмирала В.Н. Алексеева. В ней утверждается, что со­ветские торпедные катера за время войны потопили либо серьезно повредили около 250 транспортных судов, боевых кораблей и катеров противника.

Я не собираюсь копаться в деталях. Ограничусь тем, что отмечу те немногие победы, которые под­твердили историки «с другой стороны», а также при­веду список советских потерь в 1941—1945 гг.

Балтика

В 1941 году советские торпедные катера потопи­ли германский вспомогательный тральщик (бывший траулер) VP-308; в 1942 году — катер-охотник UJ-1216; в 1943 году — финский минный загради­тель «Riilahti» (310 т) /по другим данным, 23 авгус­та его потопила советская подводная лодка/; в 1944 году — миноносец Т-31 (1754 т); в 1945 году — не­мецкое грузовое судно «Neuwerk» (804 брт).

Кроме того, 15 апреля 1945 года эсминец Z-34 (3597 т) был поврежден торпедными катерами, но остался на плаву, а 28 апреля после атаки катеров выбросился на берег пароход «Emily Sauber».

Арктика

В 1941 году катера потопили норвежский паро­ход «Renoey» (287 брт) и норвежское каботажное судно «Bjoernungen» (163 брт). В 1943 году — не­мецкое грузовое судно «Antje Fritzen» (4330 брт) и вспомогательный тральщик VP-6106. В 1944 го­ду — норвежский пароход «Stoer», каботажные су­да «Moder II», «Storegga» (116 т) и «Hugin» (97 т), не­мецкие грузовые суда «Colmar» (3946 брт) и «Nerissa», тральщик М-31 (874 т), вспомогатель­ный тральщик VP-6102, катер-охотник UJ-1224.

Черное море

В июне 1942 года в Ялте торпедный катер пото­пил итальянскую сверхмалую лодку СВ-5. В апреле 1944 года на траверзе Севастополя советский катер торпедировал немецкий охотник UJ-104. Впрочем, охотник остался на плаву, его отбуксировали в Сева­стополь и затонул он лишь 9 мая во время авиацион­ного налета.

Общий результат по трем ТВД — 22 единицы по­топленных и поврежденных судов, кораблей, кате­ров. Даже если увеличить эту цифру в три раза, все равно до 250 будет очень далеко. 

327

 

 

 

*    Meister J. Der Seekrieg in osteuropaischen Gewassern

1941 — 1945. MunchenLehmanns Verlag.

 

 

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД