Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.

Введение

Эта книга посвящена истории торпедных катеров за период около 120 лет, начиная с момента их появ­ления и до прекращения процесса конструирования новых типов. При этом я стремился рассмотреть в ос­новном техническую сторону процесса эволюции ка­теров, а примеры боевых действий использовал лишь как фон для лучшего понимания технических аспектов.

Поскольку я рассматриваю эволюцию конкрет­ного класса малых боевых кораблей (торпедных ка­теров), постольку описываю их по фирмам-производителям, а не по флотам-потребителям. Понимаю, что такой подход вызовет неприязнь среди действу­ющих и отставных офицеров флота, считающих страшной крамолой любое отступление от привыч­ных стереотипов, равно как и от формулировок уста­вов. Тем более есть повод моим «заклятым друзьям» из московских «тусовок» выплеснуть на меня оче­редную бочку злобной клеветы.

Однако я писал эту книгу не для военных моряков и не для пресловутых «тусовщиков», а для широко­го круга «штатских» читателей, никогда не носив­ших погоны, но, тем не менее, интересующихся воен­но-морской историей и техникой.

   Один из базовых постулатов так называемой «лингвистической школы» в философии гласит, что очень многие проблемы и недоразумения в науке, истории, политике, обыденной жизни возникают из-за того, что разные люди по-разному понимают смысл одних и тех же терминов. Памятуя об этом факте, начну свое повествование с того, что объясню тот смысл, который вкладываю в главные понятия данной книги — «торпеда» и «катер».

  Впервые термин «торпедо» для обозначения сна­ряда, производящего взрыв возле подводной части корпуса корабля, использовал американский изо­бретатель Роберт Фултон (1765—1815). Еще в дека­бре 1797 года он дал это название сконструирован­ной им буксируемому плавучему снаряду, по анало­гии с милой морской зверушкой — электрическим скатом «Torpedo marke». Фултон имел в виду, что взрыв порохового заряда, помещенного в водоне­проницаемый контейнер и подведенного к непри­ятельскому судну, действует мгновенно и убийствен­но, подобно электрическому разряду ската. (Вооб­ще, Фултон явно тяготел к бионике. Созданную им подводную лодку он назвал «Наутилус», вдохновля­ясь примером моллюска «Nautilux pompilius», умею­щего погружаться и всплывать, а также плавать на поверхности воды, используя гребень раковины в ка­честве паруса).

С тех пор в англоязычных странах, прежде всего в Великобритании и США, все разновидности под­водных снарядов для подрыва кораблей долгое вре­мя называли «торпедо».

Военно-морские специалисты этих стран выделя­ли среди таких снарядов «floating torpedo» — плаву­чие торпеды; «towed torpedo» — буксируемые тор­педы; «spar torpedo» или «rod torpedo» — шестовые торпеды; «projectile» или «casting torpedo» — мета­тельные торпеды; «automobile torpedo» — самодвижущиеся торпеды; «dirigible torpedo» — дистанци­онно управляемые торпеды (самодвижущиеся и донные).

Отмечу в даннбй связи, что якорные «торпедо», идею применения которых Фултон впервые выдви­нул в своей брошюре «Торпедная война и подвод­ные взрывы», изданной в 1810 году, позже получили совсем другое название — «мины» (mines). Проис­хождение этого английского слова связано с такими смысловыми значениями как «подкоп», «взрыв», «тайное предприятие». Оно проистекает от тех под­земных ходов для взрыва стен крепостей пороховы­ми зарядами, что прокладывали саперы в разных странах Европы начиная с XIV века.

Итак, если строго придерживаться изначального смысла термина «торпедо», все морские и речные суда (в том числе катера), которые предназначены для боевого применения плавучих, буксируемых, ше­стовых, метательных и самодвижущихся снарядов подводного взрыва, являются «торпедными». Имен­но в таком смысле я рассматриваю их в этом иссле­довании.

Теперь обратимся к термину «катер». В совре­менной военной литературе его определяют следую­щим образом: «малый боевой корабль водоизмеще­нием до 500 тонн». Так и хочется сказать — «ничего себе, малый»!

Заглянем в военно-морские справочники прошед­ших лет. Стандартное водоизмещение советских торпедных катеров проекта 206 (типа «Шершень»), строившихся с 1960 года, составляло 129 тонн, дли­на — 34,6 метров. Между тем, водоизмещение рус­ского миноносца «Сухум» (1883 год), с экипажем 16 человек, было около 65 тонн, при длине 34,4 метра. Водоизмещение миноносцев типа «Або» (1886 год) составляло около 90 тонн при длине 39 метров. Од­нако миноносцы того и другого типа считались бое­выми кораблями, а не катерами! Иначе говоря, нор­мы габаритов, позволяющих отнести боевую единицу к категории «катер», с течением времени претер­пели весьма существенные изменения.

 

Различные типы «торпед» XIX века.

 2

В этой книге, описывая торпедные катера, строив­шиеся до 1914 года, я руководствовался следующим критерием. Торпедный катер — это такое боевое судно, размеры которого позволяли поднимать его на верхнюю палубу крупных боевых кораблей (эска­дренных броненосцев, броненосных и бронепалуб­ных крейсеров) и крупных транспортных судов.

   Отмечу кстати, что британ­ское адмиралтейство класси­фицировало паровые торпед­ные катера водоизмещением до 16 тонн как миноносцы 2-го класса, а во Франции ка­тера такого же тоннажа име­новали миноносцами 3-го класса. Итальянцы считали торпедными катерами все су­да с торпедным вооружением водоизмещением до 15 тонн.

Поразмыслив, я взял за основу габариты торпедных катеров, состоявших на во­оружении двух специализи­рованных транспортов — британского «Vulcan» (1889 г.) и французского «La Foudre» (1895 г.). Первый нес 6 кате­ров водоизмещением по 16,5 тонн, длиной 60 футов (18,3 м). Второй — 8 катеров водоизмещением по 14 тонн, длиной 60 футов 9 дюймов (18,5 м).

Кстати, длина торпедных катеров британской фирмы Торникрофт в конце Первой мировой войны была 55 фу­тов (16,8 м), а их доставка в район боевых действий пер­воначально плнировалась на борту крупных боевых кораб­лей или транспортов.

Исходя из указанных фак­тов, я решил считать «катера­ми» (повторяю, лишь в отно­шении периода до 1914 года) суда длиной до 60-65 футов (18—20 м), чье нормальное водоизмещение не превыша­ло 20 тонн.

Разумеется, подобное ог­раничение в определенном смысле является искуственным. Но если его не при­держиваться, мы неизбежно застрянем среди об­ширных флотилий так называемых «миноносок» и «миноносцев», которые в XIX веке считались не катерами, а боевыми кораблями, и о транспортиров­ке которых крупными судами никто не помышлял. Между тем, именно эта концепция более 25 лет ле­жала в основе тактики боевого применения паровых торпедных катеров.

 

 

НАЗАД     ВПЕРЕД