Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.

Катера типа S-26.

 

В начале войны были построены 4 катера (S-26—29), ставшие развитием типа S-18. Они вступи­ли в строй в мае — ноябре 1940 года.

У них надстройка в носовой части прикрыла тор­педные аппараты, получившие крышки, закрывав­шие отверстия для торпед. Этим они отличались от предыдущих катеров, у которых торпедные аппара­ты были открытыми.

Поскольку надстройка более чем на полметра увеличила высоту надводного борта, эти катера ос­тавались необычайно сухими даже тогда, когда шли полным ходом в бурном море. Кроме того, была улучшена планировка зоны управления. На катерах предыдущих моделей командир и вахтенный офи­цер стояли на ходовом мостике перед рулевой руб­кой. Ограждение мостика слабо закрывало их от брызг и пены.

У этих катеров носовая надстройка (бак или полу­бак) протянулась до рулевой рубки. Площадь, отве­денную рулевому, немного урезали, а саму рулевую рубку немного вытянули вперед. Это позволило уст­роить за ней открытый мостик, поднятый на 75 сан­тиметров от палубы. С него открывался круговой об­зор, он давал хорошую защиту от воды и брызг нахо­дившимся там людям. По сторонам мостика разме­щались легкие съемные турели для двух 7,92-мм пулеметов. К ним в случае нужды становился любой свободный член экипажа.

Связь мостика с рулевым и с картографом осуще­ствлялась через переговорную трубу. 

366

Катер S-26 

367

Торпедный катер S-26:

1— кубрик, 2— торпедный аппарат; 3— каюта командира; 4— ходовая рубка; 5— радиорубка; 6, 10—топливные баки; 7,8—двигатели; 9 — антенная стойка; 11—камбуз; 12—рулевой отсек

  

S-26-29

Водоизмещение 92,5 (115) тонны; размеры 34,94 х х 5,16 х 1,52 м; дизели «МВ-501» 3 х 2000 л.с.; ско­рость 39,5 узлов; дальность плавания 700 миль; эки­паж 2/19 человек.

Вооружение: 2—533-мм ТА (боекомплект 4 торпе­ды), 1—20-мм автомат, 2—7,92-мм пулемета. В 1942 году на S-29 заменили 20-мм автомата на 40-мм. 

Что касается скорости, то для ее обеспечения От­то Люрсен и его конструкторы придумали ряд хитро­стей, впервые примененных на катерах именно этой серии. В частности, уменьшить сопротивление воды позволяли специальные дифферентные емкости в корме.

Как уже сказано выше, особые рули, располо­женные за боковыми винтами чуть впереди главного руля, порождали так называемый «эффект Люрсе­на». Инженер Доктер (Docter) так описал их дейст­вие в журнале «Ship and Boat Builder» в 1951 году:

«Этот эффект возникает только на большой ско­рости, он основан на структуре водных потоков вблизи винтов и за ними. При повороте примерно на 30 градусов боковых рулей, имеющих классический аэродинамический профиль, появляется внезапный разрыв потока в кильватерном следе и возникает заполненное воздухом пространство, которое ока­зывает заметное воздействие на направление и ус­корение воды, равно как и на дифферент кормы.

Имеют место следующие явления: скорость воз­растает примерно на один узел; высокая кормовая волна, возникающая в 25—27 метрах от катера, уп­лощается, а другие волны заметно уменьшаются; дифферент кормы, равный при максимальной ско­рости примерно 2,5 градусам, устраняется, так что катер движется почти горизонтально»...

Например, катер S-130 на испытаниях 28 октября 1943 года имел три дизеля «Daimler-Benz» МВ-511 с наддувом, общей мощностью 7500 л.с. Полный ход (при водоизмещении 104,4 т) составил 40,2 узла, ког­да боковые рули не отклонялись, и 42,4 узла, когда они отклонялись на угол 17,5 градусов. Таким обра­зом, благодаря эффекту Люрсена, скорость возрос­ла на 2,2 узла без увеличения мощности двигателей.

Снизу под кормой ставили специальные клинья, направлявшие водный поток вниз от винтов. Они уве­личивали длину подошвы волны, возникающей за транцем (она становилась больше, чем длина корпу­са!), уменьшая, таким образом, сопротивление и дифферент катера на корму, что тоже снижало со­противление.

Кормовые клинья, форма и размеры которых бы­ли определены сначала на моделях, а позже на кате­рах, увеличивали скорость на 0,25—0,5 узла в зависи­мости от загрузки и дифферента.

В ходе многочисленных испытаний удалось вы­яснить, что закрепление окончания центрального ва­ла в комбинированной стойке для руля и вала винта сразу же за винтом приводило к увеличению скоро­сти за счет уменьшения момента вращения (спираль­ного эффекта) в потоке воды за винтом. Несмотря на то, что при этом замена винта усложнялась, такую конструкцию стали широко применять на всех кате­рах Люрсена.

Дальнейшее повышение КПД двигателей было достигнуто применением оптимальной формы заборника воды для охлаждения, а также оптималь­ной системы подводного выхлопа, создающей ми­нимум обратного давления.

Наилучшим решением оказалось размещение вы­пуклого наплыва в виде полумесяца перед выхлоп­ным отверстием, который слегка наклонялся вперед и плавно сходил на нет в сторону кормы.

368

Крышки торпедных аппаратов.

369

Катер типа S-26 (фото 1941 г.).

 

 

 

 

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД