Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.

Катера типа «Wal» (Кит).

 

Wal-I. В начале августа 1944 года, вскоре после высадки союзников в Нор­мандии, Вендель спроектиро­вал реданный катер «Wal».

Его корпус (9 х 2,3 х 1,3 х х 0,4 м) был целиком сделан из клепаной стали. Расчетное водоизмещение — 4,2 т.

Вооружение: два аппарата для 450-мм пневматических торпед F5b в корме, по обеим сторонам двигателя. По­скольку стандартный торпед­ный аппарат был слишком тя­жел, создали аппарат весом всего 320 кг, с пороховым вышибным зарядом. Из 150 ис­пытательных выстрелов толь­ко один дал осечку.

При пуске торпед из кор­мовых аппаратов в мелких во­дах вблизи берега поначалу возникали трудности. Дело в том, что сразу после пуска торпеда сначала погружалась на глубину до девяти метров (!), а уже потом всплывала на заданную глубину и развива­ла полный ход.

Но практика сброса тор­пед катерами типа «Wal» по­казала, что можно довольно точно регулировать глубину погружения торпеды, варьи­руя скорость катера. После этого торпеды стали успешно пускать даже на глуби­не всего один метр!

Оборонительным оружием катера служили две пусковые установки для 86-мм НУРС с осколочными (либо дымовыми) боеголовками, а также один 13-мм пулемет. Огневые испытания неуправляемых ракет дали очень хорошие результаты.

Силовая установка состояла из бензинового авиамотора мощностью 700 л.с., обеспечивавшего скорость 39 узлов с торпедами и 42 узла без них. Экипаж — 2 человека, дальность плавания крейсер­ским ходом — 300 миль.

Во время первых ходовых испытаний подшипни­ки при 2400 оборотах вала в минуту часто заедали, пришлось их рассверлить, чтобы образовался зазор 3 мм. Тогда на малой скорости стал стучать вал, но стук прекращался при высоких оборотах. Эта про­блема раньше часто встречалась у скоростных кате­ров, ее можно было решить лишь с помощью упругих резиновых подшипников.

Wal-ll и Wal-lll. Катер «Wal-I» отвергли из-за не­достаточной мореходности, а также трудностей с обеспечением надлежащей прочности корпуса (осо­бенно из-за течи возле редана). Поэтому Вендель спроектировал безреданный «Wal-И» длиной 10 м.

 

421

Его построили одновременно с катером «Hydra». Один авиамотор мощностью 700 л.с. позволял этому маленькому «Киту» развивать скорость 38 узлов с торпедами на борту и 42 узла без них. Вооружение, экипаж, дальность плавания были аналогичны «Wal- I», равно как и корпус из клепанной стали. Испыта­ния показали, что катер можно использовать при волнении до 3 баллов.

Специальный трейлер сделали так, чтобы катер с него можно было спустить в воду, или наоборот, из­влечь из воды за считанные минуты. Просто трейлер с катером погружался в воду до тех пор, пока катер не всплывал и не отходил прочь. При извлечении ка­тера надо было направить его нос так, чтобы загнать в выступавшую из воды раму, имевшую форму, соот­ветствующую форме носовой части катера. Если все было сделано правильно, катер ровно ложился на рамы трейлера.

Венделю пришлось еще раз изменить конструк­цию катера «Wal» потому, что сталь, необходимую для постройки в конце войны стала большим дефи­цитом.

«Wal-lll» он построил из дерева, с учетом опыта, накопленного при создании предыдущих моделей. Экипаж увеличился до 3—4 человек, чтобы люди могли менять друг друга в процессе атаки и отступле­ния, а в корме Вендель добавил платформу для пуле­мета и НУРС, куда не долетала пена и где оружие не заслоняло обзор рулевому. Само вооружение не из­менилось.

Катер получил авиамотор мощностью 600 л.с. С ним он развивал скорость 35 узлов с торпедами и 38 узлов без них. На моторе мощностью 800 л.с. ско­рость была, соответственно, 39 и 42 узла.

«К-Verband» провел испытания всех трех образ­цов в районе Травемюнде. Как реданный, так и без- реданные катера продемонстрировали вполне удов­летворительные мореходные качества при волне до

3-х баллов. Благодаря форме своего корпуса катера типа «Wal» врезались в волну, шлепанье и удары о поверхность, характерные для малых катеров на хо­ду против волны, были умеренными и переносимы­ми. Кроме того, они уверенно держали курс. Хорошо продуманная форма носовой части корпуса сдвига­ла волну довольно далеко к корме.

Во время этих испытаний Вендель узнал о суще­ствовании ракет-ускорителей, созданных профессо­ром Вальтером для обеспечения взлета тяжелых бомбардировщиков с короткой взлетной полосы. Та­кая ракета весила 300 кг, имела электрическую сис­тему зажигания, за несколько секунд она развивала тягу силой 1000 л.с. Возникла идея установки одной Катер «Wal-I»  такой ракеты на корме катера. Тогда при отходе после пуска торпед он с ее помощью сможет быстро выйти за пределы досягаемости корабельной артил­лерии противника. А поскольку ракетное топливо при сгорании дает густой шлейф красно-коричнево­го дыма, эта дымовая завеса вдобавок закроет катер от вражеских артиллеристов.

Командование Люфтваффе предоставило Венделю две такие ракеты, чтобы он смог проверить свою идею на практике. Приняв все меры предосторожно­сти, провели испытания, причем за штурвал катера сел сам обер-лейтенант Вендель. С ракетным уско­рителем катер развил скорость 58 узлов. Однако при этом его очень трудно было удержать на курсе. Од- на-единственная пулевая пробоина привела бы к оп­рокидыванию и гибели катера. Поэтому от дальней­ших попыток применения ракетных ускорителей при­шлось отказаться.

Катера типа «Wal» не пошли в серию из-за того, что после сравнительных испытаний, о которых ска­зано выше, было принято решение о серийном стро­ительстве катеров типа «Hydra». 

Информация о боевом применении катеров ти­пов «Hydra», «КоЬга», «Schlitten» и «Wal» отсутству­ет. Известно лишь, что 1-я флотилия катеров «Hydra» была сформирована в начала 1945 года в устье реки Шельда. Кроме того, имела место попыт­ка перебросить один катер типа «Schlitten» по возду­ху на острова Эгейского моря, чтобы использовать находившийся там запас торпед, к которым не было носителя (но неизвестно, было ли это сделано). 

 

 

422

Катер «Wal-I 

423

«Катер Wal-lll»

 

 

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД