Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.
Главная / Катера / ИСТОРИЯ ТОРПЕДНЫХ КАТЕРОВ А.Е. ТАРАС / Германские катера на подводных крыльях.

Германские катера на подводных крыльях.

 

Немецкие специалисты создали первые в мире торпедные катера на подводных крыльях (ПК). Наи­больших успехов в этой области добился выдающий­ся инженер, барон Ганс фон Шертель (Hans von Schertel).

Он применял два V-образных крыла, одно — впе­реди, другое — в кормовой части. Первое крыло принимало на себя 50—75% нагрузки, а его надвод­ные фермы были удлинены, чтобы увеличить про­дольную и поперечную устойчивость. Такая конст­рукция крыла выгодно отличалась от прежних (кон­ца XIX — начала XX века), с виду напоминавших эта­жерку: во-первых, она была проще, во-вторых, обеспечивала достаточно большую несущую поверх­ность.

Шертель начал свою работу в 1927 году и до 1936 года построил 8 экспериментальных катеров. По­следний из них имел мотор мощностью 50 л.с. В хо­де испытаний на Рейне он, с пятью человеками на борту, развил скорость 29 узлов.

С 1937 года Шертель вел работы совместно с фирмой «Gebrueder Sachsenberg A.G.» в Росслау-на-Эльбе, неподалеку от Дессау. Постепенно к нему присоединилась целая бригада квалифицированных специалистов. Была создана совместная фирма «Schertel Sachsenberg Hydrofoil syndicate».

Первый катер совместной конструкции прошел испытания в августе 1938 года. Это было пассажир­ское речное судно длиной 9,5 м и весом 2,8 т. С мо­тором мощностью 150 л.с. он развивал скорость 40 узлов. Катер использовался до 1945 года.

Независимо от Шертеля работы по созданию ка­теров на подводных крыльях вел инженер Тьетенс (Tietjens). Сначала Тьетенс работал в США (в 1932—35 гг.) Там он построил 6-метровый катер ве­сом 240 кг с мотором в 5 л.с. Во время испытаний на реке Делавар он развил скорость 22 узла.

В Германии Тьетенс в 1939 году построил катер длиной 5,5 м и массой 370 кг, с одним мотором в 10 л.с. Этот катер развивал скорость 25 узлов с экипа­жем из двух человек и 28 узлов с одним человеком. Следующий, 10-метровый катер весил 2 тонны и был оснащен мотором в 65 л.с. На испытаниях в конце 1941 года он развил скорость 32 узла.

Катера Тьетенса имели основное крыло V-образ­ной или арочной формы, расположенное примерно под центром тяжести катера, а малые подводные крылья, расположенные в корме, служили одновре­менно и несущими плоскостями, и средством изме­нения угла атаки.

*   *   *

Группа ученых и инженеров, которых собрал Гот- хард Заксенберг (Gotthard Sachsenberg), владелец верфи, для реализации идей Шертеля, усилилась, когда ее дополнил профессор, инженер Вайнблюм (G. Weinblum).

Работы по научному обоснованию проекта про­двигались быстро, поскольку быстро развивалась соответствующая отрасль гидродинамики.

Шертель и Вайнблюм ус­пешно применили угловую и Z-образную передачи от дви­гателя к гребному винту, ис­следовали проблемы кавита­ции подводных крыльев, ре­шили ряд других сложных те­оретических и технических проблем.

Кроме того, как уже ска­зано выше, были созданы легкие высокооборотные ди­зели.

В июне 1939 года флот за­казал верфи «Заксенберг» 100-тонное судно на подвод­ных крыльях. Однако для разработки детального про­екта столь большого корабля требовалось много времени, к тому же и двигателей не хватало, поэтому контракт отменили, когда началась война.

Катер меньших размеров, проект которого пред­ложила фирма «Шертель — Заксенберг», предпола­галось использовать как палубный торпедный катер для рейдера. Проект отвергли по причине того, что якобы на палубах этих судов слишком мало места. Этот аргумент не убедителен, ибо в то же самое вре­мя, именно с этой целью флот заказал малые катера LS традиционной схемы.

 

429

 

Пассажирский катер Шертеля-Заксенберга (1938 г.).

 

 

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД