Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.
Главная / Катера / ИСТОРИЯ ТОРПЕДНЫХ КАТЕРОВ А.Е. ТАРАС / Проекты гидрофойлов Венделя. Проект «В».

Проекты гидрофойлов Венделя. Проект «В».

 

Погружающийся торпедный катер на подводных крыльях. Его следовало оснастить выдвижным шноркелем (РДП) и перископом. Он должен был иметь относительно небольшой запас плавучести и балластные цистерны для погружения и всплытия, как у подводных лодок.

На первый взгляд, все это кажется фантастикой.   Однако в 1952 году Вендель построил и успешно ис­пытал катер гражданского назначения, ставший вдвое уменьшенным вариантом первого из указан­ных здесь проектов (проект «а»).

 

447

Проект «В».

 

Постройка во время войны катеров на подводных крыльях свидетельствует о передовой технической мысли германских конструкторов, но реальный эф­фект от этих работ проявился уже в послевоенные годы.

В 1945 году несколько катеров Шертеля были до­ставлены в СССР. Вот цитата:

«Я еще в начале шестидесятых годов как-то слы­шал от Р. Алексеева, что он в конце войны (1945 г.), узнав, что в Ленинград из Германии доставлены тро­фейные катера, ездил их осматривать. Действитель­но, на заводе № 5 в плавучем доке, вместе с яхтой Геринга стояло несколько катеров, оборудованных системой полупогруженных V-образных крыльев Г. фон Шертеля».

(Белавин Н.И. «Корабли, самолеты,экранопланы». СПб., 2000, с. 371.)

Кроме того, в 1945—50 гг. на территории Восточ­ной Германии, в городе Росслау, действовало конст­рукторское бюро, созданное советскими оккупаци­онными властями из числа специалистов фирмы «Шертель — Заксенберг».

Однако без самого Шертеля, которому удалось уехать в Швейцарию, эффективность работы совет­ско-германского КБ оказалась близкой к нулю. Это только коммунисты да всякого рода «харизматичес­кие лидеры» думают, что «незаменимых» людей нет.

В итоге советские конструкторы отказались от перспективной и наиболее прогрессивной «шертелевской» схемы V-образного крыла с переменным профилем и килеватостью, а заодно и от схемы с двумя крыльями (носовым и кормовым).

Причина отказа была очень простой. Такая схема оказалась «не по зубам» ни советской промышлен­ности (она не могла выпускать угловые редукторы с коническими шестернями), ни малоквалифицирован­ному техническому персоналу, ни допотопной ин­фраструктуре военно-морских баз.

(см. альманах «Тайфун», № 4/2001, с. 7—8.)

Большевики пошли, как всегда, «особым» путем:

«Возникла и нашла практическое воплощение идея «КПК-гибрида» с носовым ПК и глиссирующей кормой, авторство которой принадлежит Р.Е. Алек­сееву... Плоское малопогруженное крыло, разработаннное Р.Е. Алексеевым, отличалось предельной простотой конструкции, относительно небольшим весом, практически не выступало за габариты кор­пуса и незначительно увеличивало осадку катера. Многим тогда казалось, что таким крылом можно будет оснастить большинство отечественных ТКА и тем самым значительно улучшить их ТТЭ». (С. 8.)

После десяти лет опытно-конструкторских работ, поглотивших массу времени, сил и средств (ими за­нимались сразу семь КБ!), в 1959 году был подведен следующий итог:

«Большинству специалистов стало ясно, что ма­лопогруженное ПК конструкции Р.Е. Алексеева ока­залось абсолютно непригодным для использования на морских КПК. Проблему создания отечественно­го мореходного КПК предстояло решать фактичес­ки с нуля». (Там же, с. 11.)

 448

Катер Венделя 1952 г.

 

 

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД