Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.
Главная / Катера / ИСТОРИЯ ТОРПЕДНЫХ КАТЕРОВ А.Е. ТАРАС / Экспериментальные катера MAS-445 и MAS-451.

Экспериментальные катера MAS-445 и MAS-451.

 

В конце 1939 года, после начала войны в Европе, в которой Италия еще не участвовала, итальянский флот рассматривал проект двух экспериментальных малых катеров. В случае успешных испытаний пред­полагалось запустить новые катера в серию.

Катер длиной 15,5 м имел редан, полное водоиз­мещение 16 тонн, набор из стали или легких сплавов, обшивку из дерева. Скорость 50 узлов должны были обеспечить два авиационных мотора «Fiat» А25 по 1050 л.с., которые переделали для флота (модель А25М). Ради надежности и безопасности их мощ­ность снизили до 800 л.с. Вооружение было то же, что у типа «500», только торпеды для улучшения дифферента находились в корме.

Катер длиной 22,5 метра представлял собой суд­но без редана со стальным остроскулым корпусом, полным водоизмещением 25 тонн. Силовая установ­ка — 4 мотора «Fiat» А25М, работавшие на два вала. Вооружение: одна 20-мм пушка в корме, один 13,2-мм пулемет в носу, две 450-мм торпеды, два лотка для десяти 50-кг глубинных бомб, два гидро­фона, аппаратура для постановки дымовой завесы.

К февралю 1940 года проекты были полностью готовы. Флот заказал «Baglietto» два 15,5-метровых катера (MAS-445 и 446), a «CRDA» — один 22,5 ме­тровый катер (MAS-565). Планировалось спустить их на воду летом 1940. Но вскоре выяснилось, что трансмиссия двигателей для этих катеров постоянно становится причиной всяческих неполадок. В октяб­ре 1940 года конструкторский департамент предло­жил командованию флота прекратить все работы над этой трансмиссией и как можно больше упрос­тить схему силовой установки. Короче говоря, поса­дить по одному двигателю на каждый вал.

Поскольку схема с четырьмя двигателями, рабо­тающими на четыре вала, не способствовала усиле­нию тяги, приняли компромиссную схему: три двига­теля вращают три вала. Соответственно, 25%-ное снижение общей мощности силовой установки сле­довало компенсировать уменьшением водоизмеще­ния и габаритов корпуса. Поэтому длину MAS-565 следовало сократить на полтора метра. При длине 21 метр его водоизмещение должно было составить 33 тонны, а скорость 40—42 узла. Командование флота согласилось с этими предложениями и в начале но­ября 1940 года отдало приказ верфи «CRDA» умень­шить проектную длину MAS-565.

 479

478

Катер MAS-451(фото 1941 г.).

 

Построенные «Baglietto» 15,5-метровые катера MAS-445 и 446 в серию не пошли. Их быстро списа­ли, поскольку первые же испытания показали, что хотя они и способны в хорошую погоду развивать высокую скорость, совершенно неудовлетворитель­ны в отношении прочности и мореходных качеств.

Вместо них «Baglietto» построила еще 2 катера типа «500» (MAS-563 и 564), что довело число кате­ров 3-й серии до 14-ти.

Уже после закладки MAS-565, теперь уже с дли­ной корпуса 21 м, командование флота в январе 1941 решилось внести еще одно изменение. Для уве­личения запаса топлива и боеприпасов, полное водо­измещение следовало довести до 36 тонн, а длину корпуса до 22,45 м. При этом мощность силовой ус­тановки и состав вооружения не менялись. Дело в том, что опыт боевых столкновений показал: для ус­пешной атаки и отступления вполне достаточно ско­рости 35 узлов. Примечательно, насколько быстро реальный боевой опыт заставил отказаться от идей, господствовавших в 1930-е годы! Одновременно MAS-565 получил новый номер (MAS-580), а верфи CRDA заказали однотипный с ним MAS-581.

Но поскольку строительство стальных корпусов из-за нехватки материалов шло медленно, командо­вание в начале июня 1941 года решило вообще его прекратить. К тому времени накопилось уже много данных о серьезных повреждениях, получаемых стальными катерами. Такому решению способство­вали и результаты испытаний трофейных югослав­ских катеров германской постройки.

MAS-451. Одновременно с контрактом на пост­ройку катеров типа «500», в том же декабре 1935 года фирма «Baglietto» получила заказ еще на два катера (MAS-451 и MAS-452), которые в порядке эксперимента решили оснастить двумя дизелями «Fiat» V1 б 16.

Они были немного длиннее и тяжелее, чем тип «500» (18 х 4,78 х 1,56 м; 25 т), поскольку силовая установка весила больше, невзирая на то, что отсут­ствовали двигатели экономического хода. Но, вслед­ствие упомянутых выше неполадок с ненадежными фиатовскими дизелями, катера, заложенные в янва­ре 1936 года, прошли испытания лишь в ноябре — декабре 1938 года.

Оказалось, что двух дизелей по 750 л.с. недоста­точно, чтобы 25-тонные катера достигали скорости катеров с бензиновыми моторами. После длитель­ных испытаний, доводок, переделок и т.п. флот ре­шил оставить эти попытки и приказал оснастить оба катера бензиновыми моторами «Isotta-Fraschini» ASM-183. Кроме того, они получили по два мотора экономического хода «Alfa-Romeo» 6с-2500 (6 ци­линдров, 70—78 л.с., вес 334 кг. Эти моторы исполь­зовались на катерах-брандерах типа МТМ).

На испытаниях в начале 1941 года MAS-451 и MAS-452 развили скорость 42,2 узла при водоизме­щении 24,6 тонны и 44,6 узла при водоизмещении 24,3 тонны. Дальность плавания достигала 830 миль на 8 узлах. Их вооружение состояло из двух 450-мм торпед, одного 13,2-мм пулемета и 6 малых глубин­ных бомб. Экипаж насчитывал 11 человек.

В 1939 году верфь «Baglietto» разработала для Японии проект торпедного катера на основе MAS-451 (20 т; 18 х 4,7 м; два мотора «Isotta- Fraschini» по 1000 л.с.; 44 узла; один пулемет, две 450-мм торпеды бортового сброса) и построила по нему прототип Т. 1. Японцы дальше стро­или свои торпедные катера, базируясь на нем.

 

 

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД