Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.
Главная / Катера / ИСТОРИЯ ТОРПЕДНЫХ КАТЕРОВ А.Е. ТАРАС / Транспорты торпедных катеров

Транспорты торпедных катеров

 

Автономное использование палубных паровых торпедных катеров являлось невозможным вслед­ствие крайне ограниченной дальности плавания и низкой мореходности. Именно поэтому их считали, как правило, вспомогательным вооружением круп­ных боевых кораблей. Но иногда строили специаль­ные корабли — транспорты катеров, по образцу «Великого князя Константина».

Англичане еще в 1878 году, под впечатлением ус­пехов С.О. Макарова, переоборудовали в плавбазу торпедных катеров торговое судно «Гекла». Фран­цузы немного позже обзавелись аналогичным транс­портом «Япония». 

Спущен 7.03.1878 г. (верфь «Harland & Wolff»). Строился как торговое судно «British Crown», но был куплен британским флотом незадолго до окончания постройки и переоборудован в транспорт торпедных катеров.

6400 т; 119,3 х 11,8 х 7,4 м; ПМ типа «компаунд» 2    х 1200 л.с.; 13 узлов; 5—64-фунтовых, 1—40-фунто­вое орудия; экипаж 277 человек.

 

«Vulcan»

 

В 1890 году в состав британского флота вошел транспорт торпедных катеров «Вулкан» — корабль специальной постройки с бронированной палубой. Силовая установка включала две паровые машины тройного расширения.

«Вулкан» нес 6 торпедных катеров водоизмеще­нием по 16 тонн. В походе они стояли на рострах. Спуск катеров на воду и подъем на борт производи­ли два грузовых крана изогнутой формы, располо­женные в средней части корабля. Приводы кранов работали от вспомогательных паровых машин.

Заложен 18.06.1888 г., спущен 13.06.1889 г. (верфь ВМФ в Портсмуте).

6600 т; 113,7 х 17,7 х 6,7 м; броневая палуба 127—64 мм; ПМ 2 х 6000 л.с.; 20 узлов; экипаж 432 человека. Вооружение: 8—119-мм, 12—57-мм ору­дий, 2—356-мм торпедных аппарата; 6 торпедных ка­теров типа ТВ-39, построенных фирмой Ярроу.

«Вулкан» прожил очень долгую для корабля жизнь — 66 лет. В 1915 г. превращен в плавбазу под­водных лодок. С 1931 г. учебное судно-блокшив «Defiance III».

Продан на слом в 1955 г.

 

57

Транспорт «Vulkan» (фото 1891 г.)

 

В 1912 году превращен в плавбазу миноносцев. Продан на слом 13.07.1926 г.

 

«Japon»

 

Бывшее коммерческое судно. Служил транспор­том для 4-х торпедных катеров, построенных фир­мой Ж.-А. Нормана в Гавре в 1881 — 1897 гг.

 

«La Foudre»

 

Французы для замены транспорта «Япония» в 1897 году ввели в строй корабль специальной по­стройки «Гром» (La Foudre).

Он мог нести 6—8 торпедных катеров по 14 тонн, имевших размеры 18,5 х 3 х 1,43 м. Катера размеща­лись на верхней палубе, по обеим сторонам от цент­ральной надстройки судна.

 

58

 

Заложен 06.1892, спущен 20.10.1895, в строю с 09.1897. Верфь «Cociete de la Gironde» в Нанте.

5994 т; 116 х 15,6 х 7,14 м; броневая палуба 117—58 мм; 24 котла, 1260 тонн угля, ПМ 2 х х 5750 л.с.; 19 узлов; 8—99-мм, 4—75-мм, 4—25-мм орудий, 8 торпедных катеров; экипаж 410 человек.

Спустя 4 года после окончания русско-японской войны, показавшей, что паровые торпедные катера свое отжили, «Гром» пережил ряд перестроек: с 1909 г. он был минным заградителем; с 1912 г. авиатранспортом, с 1917 г. плавучей мастерской. В 1921 г. его списали.

 

Итальянский броненосец «Duilio»

 

Заложен 6.01.1873, спущен 8.05.1876, в строю сб.01.1880. •

12070 т; 109,2 х 19,74 х 8,4 м; 8 котлов, ПМ 2 х х 3855 л.с.; 15 узлов; дальность 3760 миль на 10 уз­лах; 4—450-мм (L-20) орудия, 3—356-мм ТА.

На крыше башенноподобных барбетных устано­вок орудий главного калибра корабль нес два торпедных катера типа «Euterpe», построенных Торникрофтом в 1883 году — «Cicala» и «Locusta».

Кроме них, броненосец имел миноноску «Сliо», построенную в 1885 году итальянской фирмой «Ор­ландо» по проекту инженера Луиджи Борги. Она на­ходилась в специальном отсеке в корме и спуска­лась на воду по слипу через батопорт.

Ее ТТД были таковы: водоизмещение 26,5 т; раз­меры 23,35 х 3 х 1,53 м; ПМ 250 л.с.; 1 винт; скорость 18   узлов; 2—356-мм трубных ТА; экипаж 10 человек.

Кроме того, как уже сказано выше, палубные па­ровые торпедные катера входили в состав вооруже­ния почти всех броненосцев, большинства броненос­ных и бронепалубных крейсеров, построенных в пе­риод 1880—1905 гг.

Например, ранее упомянутый германский броне­палубный крейсер «Irene» и однотипный с ним «Prinzess Wilhelm», водоизмещением 4947 тонн (оба спущены в 1887 г.), имели по два таких катера. Бро­непалубный крейсер «Kaiserin Augusta» (6218 т; спу­щен в 1892 г.) нес на своей верхней палубе один тор­педный катер аналогичной конструкции.

 

59

Германский крейсер «Kaiserin Augusta» с паровым торпедным катером на верхней палубе.

 

 

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД