Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.
Главная / Катера / ИСТОРИЯ ТОРПЕДНЫХ КАТЕРОВ А.Е. ТАРАС / Большие торпедные катера типа MS, серия II.

Большие торпедные катера типа MS, серия II.

 

Ходовые испытания и боевые действия первых катеров типа MS в Сицилийском проливе летом 1942 года подтвердили, что катера MAS значительно усту­пают им в открытом море. Форма корпуса и более прочная конструкция позволяли идти полным ходом даже при 4-балльном волнении моря.

Скорость 32,5—33 узла, которая поначалу казалась итальянцам невысокой, ока­залась вполне достаточной для отрыва от преследующе­го неприятеля.

Только через 2,5 месяца после начала испытаний и че­рез 1,5 месяца после того, как первый катер (MS-11) вступил в строй, а именно 14 июня 1942 года, флот заказал фир­ме CRDA еще 18 почти таких же катеров (MS-51—56, MS-61-66, MS-71-76). При этом было поставлено усло­вие: устранить все выявлен­ные недостатки.

Поднятый фальшборт был подан вперед для защиты лю­дей на мостике от брызг, а набор усилен, чтобы еще больше повысить прочность и надежность корпуса. Стальные трубы торпедных аппаратов с длинными обтекателями заменили более легкими металличес­кими трубами с раструбом. В корме установили два бугельных аппарата Минизини для 450-мм торпед. Пулеметы 6,5-мм «Breda» образца «30» заменили 8-мм пулеметами «Breda» образца «37».

Были смонтированы опоры для маневрового дви­гателя. Однако бензиновый мотор «Fiat» мощнос­тью 120 л.с. и весом 1615 кг (вместе с патрубком по­дачи топлива, глушителем, трансмиссией и т.д.) был испытан только на катере MS-73. С ним катер мог пройти 1300 миль на 8 узлах. 

490

Катер типа MS, серия II.

 

Но поскольку такой двигатель не производился серийно до конца войны, на другие катера его не ставили, а на MS-73 позже демонтировали. На дру­гих катерах основные двигатели получили механиз­мы реверса.

В результате всех изменений полное водоизме­щение увеличилось на 4,6 — 6,4 тонны (до 68 — 68,5 тонн), осадка — на 25 см, скорость снизилась на 1,5 узла (31—31,5 узла), а дальность плавания возросла лишь на 50 миль, несмотря на довольно существен­ную прибавку запаса топлива.

После решения бесчисленных проблем, связан­ных с нехваткой материалов и воздушными налета­ми, катера MS-51—56, MS-61— 66, MS-71—74 вошли в строй в феврале — июне 1943 года.

К сожалению, постоянный рост полного водоиз­мещения (из-за того, что приходилось брать все больше боеприпасов, а в носовой части позже уста­новили вторую 20-мм пушку), а также постоянная перегруз­ка моторов в ходе боевых операций, все это вело к уменьшению скорости и отри­цательно сказывалось на мо­торесурсе двигателей.

Два катера второй серии (MS-75, MS-76) в процессе строительства превратили в транспортные суда для Деся­той флотилии MAS. Прозван­ные «Кенгуру («Canguri»), они имели платформу, при­годную для транспортировки и спуска на воду, со створча­тыми воротцами на корме. На этой платформе могли разме­щаться две управляемые торпеды типа SLC, или два катера типа MTR, или один катер типа МТМ, MTSM или MTSMA. Катера MS мог­ли перевозить также диверсионные группы легководолазов со снаряжением и взрывчаткой. 

491

Катер MS-74 второй серии.

 

В результате установки платформы, водоизме­щение возросло до 70 тонн, а скорость снизилась до 28 узлов. Они имели немецкие счетверенные 20-мм автоматы «Mauser» в корме, вооружение в но­су (спаренный пулемет, два торпедных аппарата) не менялось. Запасные торпеды отсутствовали.

Существенным недостатком являлось отсутствие лебедки для подъема из воды малых катеров. В гава­ни их загружали с помощью стоявшего на берегу крана или подъемной стрелой большого судна, в от­крытом море оставалось лишь брать их на буксир.

Хотя катер MS-75 вступил в строй вовремя, ком­плектация катера MS-76 существенно задержалась. Дело в том, что вместо проверенного мотора ASM-183 (1150 л.с.) он получил новую модель ASM-185 мощностью 1500 л.с. С ним в июне 1943 года катер MS-75 развил 35,47 узла при водоизме­щении 67,5 тонн — значительное преимущество пе­ред 33 узлами более легких (на 2 тонны) катеров первой серии.

Однако новый мотор не отличался надежностью. Вплоть до капитуляции в сентябре 1943 года MS-76 все еще проходил заводские испытания и попал в ру­ки немцев еще до того, как удалось полностью отла­дить моторы.

Между прочим, немцев эти моторы весьма заинте­ресовали. Позже четыре таких двигателя они поста­вили на свои экспериментальные катера на подвод­ных крыльях типа VS-10.

К весне 1943 года, вследствие многочисленных стычек между MS с одной стороны, англо-американ­скими катерами и авиацией — с другой, выявились в полной мере другие их недостатки: отсутствие бро­нирования рубки и мостика, уязвимость топливных баков, недостаточное артиллерийское вооружение, плохое электрооборудование, отсутствие радиосвя­зи между судами. Поднятый фальшборт на катерах второй серии лишь отчасти защищал команду от во­дяных брызг.

Тогда командование решило установить на них вторую 20-мм пушку, сняв для компенсации веса лот­ки с глубинными бомбами. В первую очередь усили­ли вооружение катеров MS-34, 52, 54, 55 и 64, кото­рые еще находились на верфи.

 

 

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД