Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.

Противолодочные катера VAS.

 

Вскоре после начала войны итальянский флот вы­нужден был заняться вопросом создания скорост­ного противолодочного катера, ибо, невзирая на противолодочное вооружение, все MAS были преж­де всего торпедными катерами, предназначенными для борьбы с надводными судами. Их возможности в противолодочной борьбе ограничивало хотя бы скверное локационное оборудование.

Нужда в таких катерах была особенно велика, по­скольку, как и в годы Первой мировой войны, прогулочные, рыболовные и таможенные катера, реквизи­рованные в первые месяцы войны не могли успешно решать охранные, патрульные и противолодочные задачи у берегов Италии и Северной Африки. Те из них, которые были скоростными, как правило, явля­лись недостаточно прочными, а рыбацкие суда с хо­рошими мореходными качествами были слишком медленными.

В ноябре 1940 года флот заказал проект боль­шого быстроходного катера ПЛО водоизмещением около 100 тонн и скоростью около 20 узлов, пригод­ного для серийного выпуска. По соображениям од­них только размеров, разработка 100-тонного кате­ра ПЛО означало создание судна совершенно ново­го типа для итальянского флота. Предполагалось, что он будет похож на германские катера-тральщи­ки типа «R», с композитным корпусом из дерева и легкого металла.

Однако фирма «Baglietto», помогавшая верфи CRDA разрабатывать проект 60-тонного катера по образцу трофейного «Orjen», уже создала на его ос­нове проект противолодочного катера полным во­доизмещением всего 69 тонн. После экспертизы про­екта и внесения мелких поправок, флот решил со­средоточить усилия именно на этой конструкции.

3 сентября 1941 года были размещены заказы на 30 катеров «Vedette Antisommergibili» (VAS). 8 кате­ров (VAS-201—208) должна была строить верфь «Baglietto», 6 катеров (VAS-209—214) верфь «Pic­chiotti», 6 катеров (VAS-215—220) верфь «Navalmechanica», 4 катера (VAS-221—224) верфь «Soriente» и 6 катеров (VAS-225—230) верфь «Celli».

Корпус был разделен на 12 отсеков одиннадца­тью переборками. При этом VAS-201—214 были полностью деревянные, тогда как VAS-215—230 имели композитную конструкцию из дерева и стали. Сило­вая установка: два бензиновых мотора «Fiat» А25М по 750—800 л.с., работавшие напрямую на два греб­ных вала, без коробки передач и без реверса. 

492

Катер ПЛО типа VAS-201.

 

493

Катер типа VAS-201.

 

На этих моторах катера развивали скорость 18—19 узлов, а дальность плавания составляла 300—380 миль. Мотор экономического хода «Саггаго» D300 мощностью 300—340 л.с. работал на центральный вал. Он имел реверс и коробку передач с числом 1: 2,5. На этом моторе дальность плавания на 11 — 12 узлах достигала 1100—1200 миль.

На всех трех двигателях скорость полного хода была 20,5 узлов, но дальность плавания сокраща­лась до 250 миль!

Сначала (до начала 1943 года) на баке ставили два 6,5-мм пулемета «Breda» в спаренной установке, затем их сменил 20-мм автомат.

VAS не вписывается в категорию торпедных кате­ров, хотя бы из-за низкой скорости, но мы их упоми­наем потому, что они несли по две 450-мм торпеды бортового сброса. Смысл состоял в том, чтобы дать им возможность торпедировать подводные лодки, всплывающие ночью в прибрежных водах. А при удачном стечении обстоятельств они могли атако­вать торпедами и надводные суда.

Вторая серия — 18 катеров (VAS-231—248) была заказана 10 января 1942 года. Их строили верфи «Baglietto» (6), «Costaguta» (2), «Navalmecchanica» (4), «Soliente» (3) и «Celli» (3).

Корпус был как у катеров первой серии, но сило­вая установка совершенно иная. Главный двигатель, бензиновый мотор «Isotta-Fraschini» ASM-183 мощ­ностью 1150 л.с. вращал центральный вал, позволяя развивать скорость 15,5—16 узлов. Два мотора «Саггаго» D300 вращали боковые валы и, работая без главного дви­гателя, обеспечивали ско­рость 14 узлов. Скорость пол­ного хода на всех моторах со­ставляла 21—21,5 узла.

Катера VAS-231—236 бы­ли достроены в качестве быс­троходных минных тральщи­ков. У них не было торпедно­го вооружения.

Невзирая на трудности, обусловленные перебоями в поставке необходимых мате­риалов и частые авианалеты, все катера, кроме VAS-243, 244 и 245, вошли в строй до 8 сентября 1943 года.

Кроме того, флот 3 сентя­бря 1941 года заключил кон­тракт с фирмой «Ansaldo» на постройку еще 12-и противолодочных катеров собственной конструкции (VAS-301— 312). Они имели корпус с округлым дни­щем, острой носовой частью и плоской кормой, но должны были быть полностью стальные.

Их проектное полное водоизмещение составляло 75 тонн, однако многочисленные переделки увеличи­ли его до 92,5 тонн. Первые четыре вошли в строй в сентябре 1942 — январе 1943 гг. Каждый строился в среднем пять месяцев.

Летом 1943 было решено построить еще 24 кате­ра VAS полным водоизмещением по 100 тонн, на ба­зе 90-тонного катера «Ansaldo», но с композитной конструкцией из дерева и стали.

В качестве силовой установки для них француз­ской фирме «Compagnie Lilloise de Moteurs» в горо­де Лилль заказали 100 высокоскоростных дизеля CLM по 500 л.с. На каждый катер предполагалось ставить три таких двигателя (три вала).

Вооружение: три 20-мм автоматические пушки «Маузер», торпедные аппараты бортового сброса и глубинные бомбы.

Двенадцать из них (VAS-313—324) были заказаны верфи «Prometeo» в Генуе, но пока она начала стро­ительство, произошла капитуляция.

Катера VAS несли правильно подобранное проти­володочное оружие хорошего качества. Тем не ме­нее, оно являлось устаревшим по сравнению с во­оружением тогдашних англо-американских катеров и корветов. Самым большим недостатком было то, что на итальянских катерах ПЛО отсутствовали радиолокаторы, гидролокационные приборы типа «Asdic», а также многоствольные реактивные бом­бометы типа «Hedgehog».

 

 

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД