Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.

Катера-брандеры (MAT, МТ, MTR).

 

Итальянцы, вследствие слабости экономики, не могли создать линейный и авианосный флот, своей мощью превосходящий объединенные англо-британские силы. Поэтому они решили пойти примерно тем же путем, что и С.О. Макаров в XIX веке: крупным кораблям англичан и французов противопоставить многочисленный «малый флот» — подводные лодки, торпедные катера, диверсионные средства. Взрыва­ющиеся катера относились к числу последних.

История их создания такова. Генерал авиации, герцог Амедео д’Аоста, в 1935 году задумался о том, каким образом итальянские вооруженные силы мог­ли бы причинить серьезный ущерб британскому флоту. У него возникла идея: сразу после начала во­енных действий доставить на гидросамолетах типа «Savoia-55» прямо к базам противника маленькие быстроходные катера, несущие заряд взрывчатки.

Они ворвутся в порты и атакуют вражеские ко­рабли. Их атаку прикроет авиация, отвлекая заодно внимание средств обороны. Эту идею он изложил своему родному брату Аймоне — адмиралу итальян­ского флота и страстному поклоннику водномотор­ного спорта (Aimone de Savoia, Duca d'Aosta Duca di Spoleta). Тот заинтересовался и с помощью братьев- инженеров Джорджио и Гвидо Каттанео уже в 1936 году построил на верфи «Бальетто» два эксперимен­тальных глиссера. Их обозначили MAT (Motoscafo Avio Transportato).

Эти катера имели очень легкий корпус (деревян­ный набор, обтянутый брезентом) и подвесной мо­тор. Общая масса — 940 кг (в том числе 330 кг заряд ВВ); размеры 5,2 х 1,45 х 0,4 м; мотор «Alfa-Romeo» мощностью 90 л.с.; скорость 32 узла; дальность пла­вания полным ходом 85 миль. Руль и гребной винт поднимались для прохождения бонов.

Схема применения была такова. Выгрузившись из гидросамолета, рулевой должен был форсировать боновые заграждения, выбрать достойную цель, навести на нее катер, закрепить руль, дать полный ход и прыгнуть за борт. Катер продолжал бы двигаться к цели самостоя­тельно вплоть до столкнове­ния и взрыва заряда ВВ мас­сой 330 кг.

Однако план доставки катеров-брандеров с помощью авиации довольно быстро от­пал. После цикла более или менее успешных испытаний катеров МАТ итальянцы по­строили две серии катеров-брандеров другого типа, получивших обозначения МТ и МТМ. 

494

Катер типа МТ/МТМ.

 

МТ (Motoscafo Turismo). В 1938-39 гг. были по­строены 18 таких катеров. Водоизмещение 1,1 тон­ны (в том числе 330 кг заряд ВВ); длина — 5,62 м; ширина — 1,65 м; осадка — 0,4 м; мотор «AIfа-Romeo» (95 л.с.) обеспечивал скорость до 33-х узлов и дальность плавания 80 миль. 

495

Катера типа МТ/МТМ.

 

К рубежу атаки их должны были доставлять эсминцы «Francesco Crispi» и «Quintino Sella» по 1457 тонн. Для подъема и спуска катеров на воду их оборудовали специ­альными шлюпбалками с электрическими приводами. Каждый эсминец мог нести 6 катеров типа МТ/МТМ.

Взрыв катера происходил как бы в два этапа. При ударе в корпус цели срабатывал взрыватель контактного дей­ствия, замкнутый на кольцо из небольших пороховых за­рядов в средней части корпу­са катера. Их взрыв раскалы­вал корпус на две половины. Как только носовая часть, на­чиненная 330 кг ВВ, опуска­лась на заданную глубину, действовал второй взрыва­тель — гидростатический. Взрыв основного заряда про­исходил возле днища цели.

Свой первый и самый мощ­ный удар катера типа МТ на­несли в ночь с 26 на 27 марта 1941 года в бухте Суда на ос­трове Крит. Здесь 6 катеров, доставленных к острову эс­минцем «Quintino Sella», тя­жело повредили британский крейсер «York» (10.350 т) и крупный танкер, а еще один танкер (греческий «Pericles») и транспорт они потопили. Общее водоизмещение этих трех судов было около 32 ты­сяч тонн.

Полузатопленный крейсер стоял без движения в бухте. 22 мая его добили немецкие бомбардировщики. 

496

Схема атаки катеров МТМ в бухте Суда.

497

Крейсер «York».

 

Воодушевленное этим ус­пехом, командование италь­янского флота заказало фир­ме «Baglietto» сразу 100 ка­теров улучшеного типа МТМ (Motoscafo Turismo Modifica- to). Они были сданы в период с лета 1941 до конца 1942 гг.

Водоизмещение 1,2 т; размеры 6,15 х 1,7 х 0,45 м; мотор 95 л.с.; скорость полного хода 31 узел; дальность плавания 85 миль; масса заряда ВВ 330 кг.

Однако последующие попытки боевого примене­ния катеров МТ/МТМ сколько-нибудь существенных результатов не дали. Объясняя причины их неудач, командир Десятой флотилии MAS князь Валерио Боргезе писал:

«Какое совпадение благоприятных обстоя­тельств требуется для успеха операции! В течение нескольких дней должна стоять хорошая погода, позволяющая производить воздушную разведку; состояние моря таким, чтобы маленькие катера мог­ли преодолевать не слишком крутую волну; необхо­димо иметь корабли — носители катеров; должны быть полностью готовы катера и их рулевые и, нако­нец, корабли противника находиться в их базе»*.

 

MTR/MTRM. Это были те же МТМ, но чуть более узкие для того, чтобы их можно было перевозить на подводных лодках, в контейнерах для торпед-транспортеров типа «Maiale» (SLC). Водоизмещение — одна тонна (заряд ВВ 330 кг); размеры 6,1 х 1,4 х 0,4 м; мотор 90 л.с.; скорость 29 узлов; дальность плава­ния 80 миль. В 1943-44 гг. в двух модификациях (Mo­toscafo Turismo Ridotto, Motoscafo Turismo Ridotto Modificato) фирма «Baglietto» построила 20 единиц.

 

* Боргезе В. Десятая флотилия MAS. /Перевод с итальян./ М., 1957, с. 86.

 

 

 

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД