Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.

Шестовые торпеды (мины)

Шестовая торпеда, как следует из названия, это просто канистра с порохом (или динамитом), при­крепленная к концу длинного деревянного либо ме­таллического шеста. Такую канистру подводили к подводной части борта вражеского корабля и взрывали. В одних случаях — с помощью взрыва­теля ударного действия, в других — посредством электрического импульса от батареи.

Первую шестовую торпеду создал около 1624 го­да голландец Корнелиус ван Дреббель. Он назвал ее «водяной петардой». Это тот самый Дреббель, который прославился тем, что построил и испытал первую в мире подводную лодку. Ван Дреббель по­нимал, что его субмарина вызовет интерес у «силь­ных мира сего» лишь при том условии, что ее можно будет использовать для военных целей. Именно по­этому он изобрел шестовую торпеду, чтобы атако­вать корабли противника, стоящие на якоре.

Она должна была взры­ваться благодаря созданному им механическому взрывате­лю. «Должна была», но во время нескольких рейдов ан­гличан к французскому порту Ла-Рошель в 1626—28 гг. ча­ще всего не взрывалась.

  В связи с многочисленными отказами в боевой обстанов­ке изобретение Ван Дреббеля отвергли и забыли.

Идея снаряда, предназна­ченного для подводной атаки,«возродилась из пепла» по­чти через 200 лет. Роберт Фултон во время войны США с Великобританией в 1813 го­ду четко изложил концепцию боевого применения шесто­вой торпеды.

Но реально шестовые торпеды впервые примени­ли сотрудники так называемого «Торпедного бюро», которое учредил осенью 1862 года офицер военно­го флота Конфедерации Штатов Америки, комман- дер Мэтью Маури (Matthew Maury).

Они вооружили маленький пароход «Torch» тре­мя шестовыми торпедами со 100-фунтовыми (45,4 кг) зарядами пороха. Уже 21 августа 1863 года он попытался атаковать броненосец федерального флота «New Ironsides». Однако его паровая машина вышла из строя на полпути. После этого пароход был превращен в плавучую батарею.

И вот 5 октября 1863 года полуподводный паро­вой катер конфедератов «David» (15,24 х 2,74 м), с экипажем из пяти человек, под командованием лейтенанта Глассела (W.T. Glassel), атаковал броне­носец федерального флота «New Ironsides» (4277 т). Эту дату можно считать «днем рождения» нового класса малых боевых кораблей.


3

4

Схематическое изображение парового баркаса эпохи Гражданской войны в США, вооруженного шестовой торпедой.

 

Катер глубоко сидел в воде, из нее выступала лишь небольшая часть корпуса — всего 6—7 дюй­мов (15—18 см). Зато он мог развивать скорость до 7 узлов. Катер был вооружен торпедой с пороховым зарядом весом 60 фунтов (27,2 кг), прикрепленной к шесту длиной 25 футов (7,62 м). Торпеда наносила удар на глубине от 3 до 6 футов (0,91 — 1,83 м). Ата­ка завершилась взрывом, однако броненосец не за­тонул. Его спас броневой пояс, уходивший под воду на глубину полутора метров. Все же полученные по­вреждения были столь серьезны, что броненосец вы­был из строя более чем на год, до января 1865 года.

Весной 1864 года конфедераты построили еще 4 катера типа «David» — «Hornet» (Шершень), «Scorpion» (Скорпион), «Squib» (Петарда) и «Wasp» (Оса). Их длина составляла 14 метров, ширина и осадка — около 2 метров. Длина шестов равнялась пяти с половиной метрам (18 футов), торпеды были оснащены взрывателями ударного действия.

Уже 6 марта 1864 года «Squib» повредил шесто­вой торпедой канонерскую лодку «Memphis», а 9 ап­реля — фрегат федерально­го флота «Minnesota». Нако­нец, 19 апреля «David» вы­шел в атаку на фрегат «Wabash», но был обнаружен в самом начале, после чего фрегат удалился от греха по­дальше.

Через полтора года после этого, в ночь с 27 на 28 октяб­ря 1864 года, паровой катер федералов, под командованием лейтенанта Уильяма Баркера Кашинга (William В. Cushing; 1842—1874), атаковал шестовой торпедой речной броненосец конфедератов «Albemarle» (46,3 х 13,7 х 2,7 м; 376 тонн; 2 орудия калибра 163 мм). Свободное крепле­ние шеста должно было защитить корпус катера от повреждений в момент взрыва. А чтобы удар при­шелся в подводную часть вражеского корабля на глубине трех-четырех метров, шест длиной 11 мет­ров, выступавший примерно на 6 метров за форште­вень, расположили наклонно вниз.

...Темной ночью большой деревянный баркас (16,5 х 3 х 1 м), оснащенный паровой машиной, неза­метно вошел в устье реки Роанок, что находится в штате Северная Каролина. Его экипаж, вместе с ко­мандиром, состоял из 14 моряков-добровольцев. Их целью являлась верфь города Плимут, находившая­ся в 8-и милях от моря. На этой верфи ремонтиро­вался броненосец конфедератов. Баркас заметили лишь тогда, когда он подошел к броненосцу и его экипаж начал разъединять боновое заграждение из бревен, окружавшее корабль. На броненосце сыг­рали тревогу, вскоре по катеру был открыт ружей­ный огонь. Пули сразили несколько человек. Тем временем удалось перерезать тросы, бревна заграж­дения разошлись, катер подошел еще ближе и уда­рил торпедой в подводную часть корпуса. Раздался мощный взрыв, столб воды обрушился на катер и потопил его.

5

На таком катере лейтенант Кашинг атаковал и потопил броненосец «Albemarle» (фото 1864 г.)

 

6

Однако «Albemarle» получил большую пробои­ну. Ручные помпы не успевали откачивать воду, хлы­нувшую внутрь корпуса, а паровые насосы не дей­ствовали, так как в котлах не было пара. На следу­ющий день командир броненосца, кэптен Уорли (Warley), написал в своем рапорте:

«Все наши усилия оказались бесполезными, че­рез несколько минут корабль затонул, в настоящее время над водой видна только его труба».

Лейтенанту Кашингу и одному матросу удалось доплыть до противоположного берега широкой ре­ки и после долгих опасных скитаний добраться до своих войск. Остальные 12 моряков либо погибли, либо попали в плен.

Всего за время Гражданской войны в США по­средством торпед (или мин) различной конструк­ции — шестовых, якорных, донных, плавучих — бы­ли потоплены 22 судна, еще 6 получили серьезные повреждения. Этот факт убедил военно-морских спе­циалистов всех стран в том, что оружие подводного удара является достаточно эффективным. Соответ­ственно, на разных флотах стали проводить всякого рода эксперименты с подобными средствами. 

  Так, в 1875 году французский флот заказал фир­ме Торникрофта два паровых катера, вооруженных шестовыми торпедами. Получив их, французы реши­ли убедиться в реальной боеспособности этих судов. Они опасались, что взрыв шестовой торпеды может уничтожить не только корабль противника, но и ата­кующий катер, как это случилось с баркасом лейте­нанта Кашинга.


7

Уильям Кашинг, впервые в истории потопивший вражеский корабль торпедой.

 

  Проверить степень опасности взрыва шестовой торпеды для экипажа катера решили путем практиче­ского эксперимента, для которого французский флот пожертвовал старым кораблем «La Baionnese». Испытания состоялись в марте 1877 года и развеяли все сомнения. Катер подошел к цели, на полном ходу ударил шестовой торпедой в правый борт ниже ватерлинии, а после взрыва успел отойти на безопасное расстояние (около 15 м) еще до того, как «La Baionnese» пошел ко дну. Тем самым было доказано, что катер может избежать гибели в мо­мент атаки.

После этого осталось лишь выяснить, сможет ли такой катер подойти достаточно близко к противни­ку в реальной боевой обстановке, находясь под об­стрелом артиллерии неприятельского броненосца. Опыт применения торпедных катеров во время русско-турецкой войны 1877—78 гг. дал утвердитель­ный ответ и на этот вопрос.

Русские моряки применяли шестовые торпеды с пороховыми зарядами. Эти заряды были трех ти­пов: а) 8-фунтовые (3,2 кг); б) 15-фунтовые (около 6 кг); в) 60-фунтовые (24,6 кг). Взрыв заряда проис­ходил либо от взрывателя ударного действия кон­струкции штабс-капитана Трумберга, либо он про­изводился электрическим импульсом от гальваниче­ской батареи. Чтобы подвести торпеду к подводной части борта вражеского корабля, катер должен был приблизиться к нему почти вплотную, на расстояние 5—6 метров.




8

Паровой катер атакует шестовой торпедой броненосец «Него» (учения Royal Navy в 1888 г.)

Итак, впервые шестовые торпеды были примене­ны в 1863 году в США. После этого они состояли на вооружении многих флотов мира около 25 лет, вплоть до конца 1880-х годов.

Необходимо отметить успешное применение ше­стовых торпед в ходе франко-китайской войны 1884—85 гг. Так, 23 августа 1884 года на рейде пор­та Фучжоу две французские миноноски атаковали и потопили два китайских корабля — канонерку «Fu Hsing» (578 т) и шлюп «Yang Wu» (1608 т). Спустя по­чти шесть месяцев, в ночь с 14 на 15 февраля 1885 года, два палубных торпедных катера с французско­го крейсера «Bayard» потопили в районе порта Шейпо китайский крейсер «Yu Yuen» (2630 т) и шлюп «Teng Ching» (1258 т).


 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД